Первый сайт о социальной рекламе в России 1soc.ru подвел итоги 2009 года


31 декабря 2009 года

Поскольку функционирование социальной рекламы как специфического способа массовой коммуникации во многом зависит от законодательного обеспечения, то обзор главных событий года мы начинаем именно с этого. 

1. Самая актуальная законодательная инициатива:

Принятие 30 июля Правительством России «Концепции содействия развития благотворительной деятельности и добровольчества в России» (ссылка на документ).
Важно, что социальная реклама признана в этом документе одним из важнейших направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества.

Социальной рекламе посвящен пункт 4 части II Концепции. Позволим себе привести его полностью:

II. Основные направления содействия развитию благотворительной
и добровольческой деятельности

4. Содействие развитию института социальной рекламы
Одним из важных направлений содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества является развитие института социальной рекламы. В этой связи необходимо:
четко разграничить в законодательстве Российской Федерации понятия "реклама" и "социальная реклама";

обеспечить реализацию мер, направленных на повышение качества социальной рекламы и ее эффективное размещение, включая формирование критериев качества социальной рекламы и проведение оценки ее эффективности, а также проведение общественных слушаний по вопросам организации кампаний в сфере социальной рекламы, финансируемых из бюджетных источников, и проведение исследований для определения приоритетных и актуальных тем социальной рекламы, способов их подачи и оценки эффективности.

2. Телевизионный ролик с наибольшими показателями креативной и медийной эффективности в 2009 году

«Откуда берутся дети»

Ролик создан Агентством социальной информации, АНО «Студио-Диалог» и рекламным агентством «Муви» в рамках кампании по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот «Наши дети» и адресован потенциальным приемным родителям, а также все, кто сможет принять иное участие в судьбе сирот.

Ролик получил первое место в номинации «Видеореклама» IX Московского фестиваля социальной рекламы, удостоен специального приза Киевского международного фестиваля рекламы, завоевал второе место в номинации «Телевизионная и кино реклама» и специальный приз газеты «Метро» на Московском международном фестивале рекламы RED APPLE.

Концепции роликов прошли предварительное тестирование на стадии раскадровок по методике семантического анализа SocResponse, что помогло креаторам и заказчикам более эффективно подойти к решению задач кампании. По мнению креативного директора Центра рекламных исследований Grand Prix Владимира Вайнера кампания, в рамках которой создавался ролик, может стать образцовой, о чем говорит хотя бы тот факт, что созданные ролики, в том числе и ролик «Откуда берутся дети», были взяты для бесплатного размещения практически всеми участниками телевизионного медиарынка.

 

 

3. Самая народная инициатива в области рекламы в 2009 году
Группа «Лепрозорий»

Сайт 1soc.ru уже писал о тенденции роста «народного» соучастия в управлении медиапространством, если оно не соотвествует реальности. Среди множества проявлений этого тренда, наиболее ярким стали акции группы «Лепрозорий». В октябре «Лепрозорий» «по-партизански» разместил на московских биллбордах серию плакатов против коррумпированности чиновников, разжигания межнациональной розни, спаивания нации. Несколько позже листовки того же содержания расклеили в вагонах столичного метро. См.: http://www.1soc.ru/news/view/1233

Лепрозорий

Лепрозорий

А в декабре текстами социального содержания были заменены (при полном сохранении изобразительного ряда) тексты рекламы Google. Все самодеятельные социальные кампании не остались незамеченными и вызвали острую общественную дискуссию, самая активная часть которой проходила в пространстве Интернета.  СМ.: http://www.1soc.ru/news/view/1360

Оригинальный макет Google

лепрозорий

После замены

Лепрозорий

4. Самым активным РЕГИОНАЛЬНЫМ проектом в области социальной рекламы в 2009 году редакция 1soc.ru посчитала

Фестивальное движение в Братске на основе фестиваля рекламы, дизайна и архитектуры Северных городов FRЕШЬ.

По мнению директора фестиваля Николая Самсонова 2009 год был самым успешным в фестивальном движении Братска: в апреле в Братске прошел Первый в России креативный кампус, посвященный Году молодежи; работы из Братска участвовали и побеждали в конкурсах и фестивалях в России; были разработаны 10 информационных кампаний, посвященных Году молодежи; фестиваль «FRЕШЬ» в августе 2009 года был презентован в Южной Корее на фестивале BIAF, в Бусане. В ноябре в рамках фестиваля прошла разработка двух региональных информационных кампаний, а в декабре завершился конкурс на лучший логотип антиалкогольной кампании по заказу РУСАЛа. См.: http://fresh.gprix.ru/

5. Самая заметная социально-маркетинговая кампания в 2009 году

Разработка антиалкогольной кампании под руководством Артемия Лебедева

Студия Артемия Лебедева совместно с компанией производителем пива «Гролш» организовала конкурс на создание социальной рекламы о вреде алкоголя.

Конкурс состоял из трех этапов: сначала был объявлен сбор плакатов на тему употребления пива несовершеннолетними, вслед за ним - о продаже пива тем, кто не достиг 18 лет. Третий этап был посвящен проблеме употребления пива за рулем. В проекте приняли участие более 500 человек.
Результаты этой кампании были представлены на выставке в «Винзаводе». См.: http://www.1soc.ru/news/view/1359

6. Самый скандальный вирусный социальный видеоролик 2009 года
"Год молодежи"

Ролик обеспечил узнаваемость 2009 года, как Года молодежи, собрав все возможные социальные проблемы, затруднения и обвинения в одну концентрированную массу. Миллионы просмотров, армия роликов-клонов, гибель музыкальной темы «Прекрасное далеко», отсутствие каких-либо решений и конструктивных выходов из клубка противоречий, формируемых роликом - всё это может стать предметом анализа для курсовых работ будущих специалистов по рекламе.

7. Самым своевременным шагом 2009 года в сфере социальной рекламы стал

Переход Московского фестиваля социальной рекламы на он-лайн приeм и оценку работ.

Девятый московский фестиваль социальной рекламы предоставил возможность участникам подавать свои работы на конкурс непосредственно на сайте, членам жюри оценивать их онлайн, посетителям видеть работы и обсуждать их.

Новый сайт фестиваля живет на предоставленном дирекции и созданном Центром рекламных исследований Grand Prix конструкторе конкурсов и фестивалей Gprix.

8. Самый перспективный проект в интернете в 2009 году с точки зрения 1soc.ru -

Начало реализации грантовой программы Google по размещению социальной рекламы в интернете.

Сейчас еще сложно спрогнозировать масштабы развития инициативы, но важно признать, что Google снова стал первопроходцем среди лидеров интернета и в области социальной рекламы. См.: http://www.1soc.ru/news/view/1375

С наступающим Новым Годом, дорогие коллеги! Успехов вам, счастья и здоровья желает редакция сайта 1soc.ru