О работе «Общественного совета по социальной рекламе Северо-западного федерального округа» рассказали в интервью «Избранному»


1 августа 2008 года

- Станислав, расскажите о своей организации и о том, как ей с помощью комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга удалось изменить название спектакля на афише "Мюзик Холла".

- У нас в Совете создана комиссия по этике. Туда входят специалисты из очень крупных структур: университетов, академии наук, религиозные организации, этнические структуры. Совет официально учреждён 19 августа 2006 года, а комиссия была создана в декабре 2007 года. В неё входят представители разных конфессий, представители института Социологии, общество психологов Санкт-Петербургского университета, факультет этики университета Герцена, дизайнеры из городского комитета по культуре, по-моему, главный художник города туда входит. Ещё туда входят представители диаспор: латыши, эстонцы, армяне. Больше тридцати специалистов в составе этой комиссии.

- И для чего всё это нужно?

- Вокруг нас есть информация, и она социально значимая. Как она влияет на людей, на наших детей – вопрос. Есть понятие этичности информации, её нравственности. И если она к сожалению нарушает спокойствие людей, их психическое состояние, то, наверное, общество как-то должно с этим бороться. Оно должно как-то влиять? Поэтому мы создали такую комиссию, которая могла бы высказать общественное мнение. Приказывать мы ничего не можем, но можем рекомендовать.

- И как вы выявляете неэтичное?

- Информация к нам попадает разными путями. Что-то сам Совет инициирует, что-то нам присылают правительственные организации и частные лица. Если кому-то что-то не нравится, они могут направить нам запрос. Частное лицо может нам заявить, что какая-нибудь вывеска его коробит. И мы можем поднять вопрос об этичности данной информации.

- А как было дело с афишей "Мюзик Холла"?

- Это нам частные люди сфотографировали и прислали по электронной почте. Мы поставили вопрос об этичности, и, естественно, приняли решение о неэтичности.

- Что же тут естественного? В названии спектакля абсолютно литературные слова.

- Понимаете, в чём дело: любой психолог вам скажет, что любая информация этична в соответствующем ей месте. Где есть возрастное соответствие и толерантность. Улица – самое нетолерантное место, потому что там находятся маленькие дети, подростки. Мы же не можем употреблять медицинские термины в обыденном языке? Разве вас устроит, если ваша дочь назовёт вас вагиной?

- А разве ваши дети называют вас всеми словами, которые им известны? Если она будет называть вагиной вагину, я ничего не имею против. Нормальное литературное слово. Оно гораздо лучше, чем то, которое у нас активно употребляется взрослыми и детьми.

- Но ведь ребёнок будет интересоваться, что это такое. Это уровень вопросов, который ребёнок должен поднимать не раньше определённого возраста. Подобная информация, к сожалению, ставит перед ребёнком вопросы, которые в силу возраста недопустимы, это нарушает его психику. Это не я так считаю, а комиссия, у неё есть соответствующие отчёты и выводы психологов.

- То есть всё на научной основе?

- Естественно. Мы, кроме того, проводим социологические опросы населения, и это всё не голословно.

- Как происходят заседания комиссии по этике?

- Они назначаются примерно раз в полтора месяца – определяется дата и место проведения и раздаются материалы для этической оценки. Всё записывается на компакт-диски и рассылается участникам.

- И сколько участников бывает на заседании?

- Около двадцати человек. Сначала специалисты делают анализ информации, а потом происходит голосование. Потом мы готовим протокол заседания, прикладываем решения, делаем выписки из протокола и направляем в те госорганы, которые имеют влияние в данной сфере – в профильные ведомства.

- Что ещё, кроме "Монологов вагины", комиссии удалось запретить за полгода работы?

- Мы признали неэтичной торговую марку "Скелетоны", потому что соединение образа ребёнка и образа смерти недопустимо. А на фоне национальной политики в области демографии это практически антигосударственная деятельность.

- Антигосударственная?

- Да. Такое решение принято психологами. И оно направлено в государственные органы. И вот ещё к компании Кока-Кола у нас претензии. У неё была программа "антидача", которая прошла пару лет назад, но мы с ней столкнулись и в этом году – она распространяется в виде открыток. На открытке тенями обозначены танцующие молодые люди, а на их фоне обозначены символы дачного труда – лопата лейка и прочее. И они перечёркнуты. И это сеет противоречие между поколениями, между ценностями – сами понимаете, какой результат. И это тоже, естественно, неприемлемо. Или вот вывеска была на углу Невского "Ленин@жив" – мы настояли, чтобы её поменяли.

- А что здесь неэтичного?

- Ну, признано, что это нарушает исторические ценности, и это не для всех приемлемо. Люди к истории России относятся по-разному, и для кого-то "собачка" рядом с Лениным может показаться оскорбительной. И теперь там другим значком заменили собачку, и исчез этот неприятный подтекст. И вот, например, к нам попала детская книга шведского писателя "Самый добрый в мире". Прекрасно изданная книга, и всё бы было хорошо, но психологи чётко распознали одну особенность этой книги. Есть книги про детей, а есть книги о детях. Так вот эта книга – о мире детства, она помогает понять, как живут дети и как они мыслят. Но её оформили, как книгу для детей, и в результате то, что мы понимаем о детях, мы им же и читаем. И это нарушает их психику, потому что там рассматривается фактор смерти во взаимодействии с экономикой, и это подано неэтично. При этом книга получила две международных премии – Ганса Христиана Андерсена и ещё одну, довольно престижную.

По материалам: http://www.gazeta.spb.ru/63623-0/

Подробнее другие точки зрения смотрите здесь: http://www.1soc.ru/news/view/246

и здесь: http://www.izbrannoe.ru/43409.html