Помощник губернатора области Владислав Сахарчук, представляя работы участников, разбил их по нескольким темам:
Среди этих групп можно выделить два полюса, которые по определению исключают хоть какое-то целостное представление о Калуге и Калужской области. Это те, чьи работы подпадают под категорию «Прошлое» и «Будущее с «чистого листа»». Одни либо не замечают, либо не хотят замечать настоящего и будущего, для других нет прошлого, как выразился Владислав Сахарчук, «всех прошедших веков».
Авторы работ, попавших в разные тематические группы, даже были охарактеризованы (что не должно их обижать, ибо это реальная ситуация) как известные персонажи знаменитой басни Крылова «Лебедь, рак и щука», а Владислав Сахарчук для наглядности даже вывел на интерактивный экран изображение их усилий с точки зрения классической физики, что показало, насколько далеки калужане от общего представления о родном регионе.
В то же время участники калужского «круглого стола» вынуждены были признать, что выбор главной темы бренда действительно большая проблема. С чем ассоциируется Калуга у россиян? Можно ли продолжать эксплуатировать образ Калуги как колыбели космонавтики (здесь жил Циолковский, здесь находится Государственный музей истории космонавтики), как это было в советское время, или надо искать другие ориентиры, поскольку значительная часть молодого поколения мало интересуется космическими успехами страны, а Калуга мало теперь связана с космонавтикой? А если не это, что определяет лицо Калуги? Промышленность? Духовные центры - монастыри? Или новая реальность - заводы мировых производителей автомобилей?
Еще один вопрос, который волновал участников: на кого будет рассчитан будущий бренд? На туристов, деловых людей, потенциальных инвесторов? От того, в чем сама заинтересована Калужская область, ее элиты, и зависит выбор образа региона.
С чем вообще ассоциируется Калуга и Калужская область у людей, - спрашивает Владислав Сахарчук и демонстрирует слайд, на котором представлен алгоритм рождения ассоциации.
В качестве примера приведена Тула, стойко ассоциирующаяся у людей с оружием (Тульский оружейный завод), творческим потенциалом туляков (Левша, подковавший английскую механическую блоху - герой бессмертного рассказа Лескова; кстати образ настолько народный, что бытует давно уже в отрыве от своего «родителя»), самоварами, пряниками и промышленностью.
Калуга, к сожалению ничем подобным похвастаться не может. Старый советский образ колыбели космонавтики потускнел, своего Левши не имеется, у москвичей она ассоциируется и вовсе со столичными топонимами - Калужской площадью, станцией метро «Калужская», да со старой Калужской дорогой (в общем далекое Замкадье, как там вообще живут люди, ума не приложим). В таких условиях создается первый постсоветский бренд региона.
И споры среди участников «круглого стола» возникли вокруг все той же проблемы: а что рекламировать, чем удивить мир? Промышленники считают, что на первом месте должен быть промышленный и инвестиционный потенциал, раз уж промышленность дает значительный процент от ВРП и бурно развивается. Другие участники, в том числе и руководитель Агентства регионального развития Сергей Муляр, один из инициаторов «круглого стола», полагают, что нельзя сбрасывать со счетов и туристический потенциал, несмотря на то, что доля туризма в ВРП области пока составляет лишь 4 процента.
Предлагался в качестве бренда образ Калужской области как территории, на которой сосредоточились центры русского Православия, исторические события, уголки среднерусской природы.
Наконец, есть Обнинск с его мощнейшим научным потенциалом. И кстати среди концептуальных проектов есть и такой: «Создание международного выставочного комплекса по ядерным устройствам, используемым в мирных целях».
Конкурс на создание калужского бренда - первая серьезная попытка обобщить в специфической форме комплекса образов место Калужской области среди других регионов России. И вряд ли последняя.
1soc.ru