Об этом "Комсомольская правда" попросила рассказать главу Минздравсоцразвития Татьяну Голикову. Корреспондент отдела экономики «КП» Евгений БЕЛЯКОВ терзал министра вопросами об антикризисных мерах правительства, о пенсиях и ценах на лекарства. А специальный корреспондент Лариса КАФТАН поинтересовалась, как изменится система здравоохранения, а под конец не удержалась и задала несколько личных вопросов. На все Татьяна Голикова ответила серьезно и откровенно
О БЕЗРАБОТИЦЕ
- Татьяна Алексеевна, в последнее время в нашей экономике намечаются позитивные перемены: цена на нефть немного растет, рубль укрепляется. Отразится ли это на рынке труда?
- Я думаю, рассчитывать на это преждевременно. Изменения, о которых вы сказали, пока нестабильны. Тем не менее в последние три недели медленнее растет регистрируемая безработица. Мы это наблюдаем, но боимся сглазить. Пока у нас официальных безработных - 2,16 миллиона (на конец года чиновники прогнозируют 2,8 миллиона. - Прим. ред.).
- Но это те, кто зарегистрировался в службах занятости. А сколько людей на самом деле сидят без работы?
- Последние данные Росстата - 6,4 миллиона человек. Мы обсуждали цифру в 7 миллионов к концу года. На эту цифру мы ориентировались, когда принимали пакет антикризисных мер.
- То есть до 12 миллионов безработных, как прогнозируют некоторые эксперты, все-таки не дойдет?
- Я абсолютно далека от таких оценок. Конечно, нельзя сравнивать этот кризис с кризисом 1998 года, который нам кажется более глубоким. Но даже тогда, в самый сложный период, у нас такой безработицы не
- Как правительство планирует помогать тем, кто остался без дела?
- Во-первых, это организация временных рабочих мест и общественных работ. В регионах планируют создать около миллиона временных рабочих мест. Как правило, на предприятиях. К примеру, в период неполной занятости работнику платят 2/3 оклада. Сейчас он может увеличить свою зарплату, выполняя временные или общественные работы. Если людей отправили в вынужденные отпуска без сохранения содержания, то, занимаясь общественными работами, они могут получать хотя бы минимальную зарплату - 4330 рублей. Понятно, этого мало, если человек получал 15-20 тысяч, но это хоть что-то в нынешних условиях. Это даст возможность его семье хотя бы скромно, но просуществовать до выхода из сложившейся ситуации.
Во-вторых, переобучение и переподготовка кадров. Это еще 174 тысячи учебных мест. Часть мы отдадим выпускникам высших и средних специальных учебных заведений. Программы ориентированы на то, чтобы люди, которых переобучают, обязательно нашли себе работу. Они не предполагают, что люди получат новую квалификацию, а потом окажется, что нужды в них нет.
В-третьих, организация собственного дела. На эти цели человек может авансом получить 12 месячных пособий по безработице.
- О каких суммах идет речь? Читательница из Ярославской области рассказала, что в службе занятости ей дают всего 10 тысяч рублей (прошло более чем полгода после того, как она уволилась с последнего рабочего места). Этого хватит только на регистрацию. А она планировала, помимо своей занятости, организовать еще 2 -3 новых рабочих места...
- Господдержка состоит из двух частей. В региональных программах по линии Минздравсоцразвития выделяются деньги на юридическое сопровождение, то есть оформление документов, регистрацию (это сумма до 60 тысяч рублей). А Минэкономразвития в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса будет выделять гранты на ведение бизнеса.
- В плане антикризисных мер предусмотрены еще и подъемные для тех, кто захочет сменить место жительства в поисках работы. Но в регионах говорят, что желающих почти нет.
- Мы этого и ожидали. У наших людей нет привычки менять постоянное место жительства. Остается уповать на людей среднего возраста, которые еще могут поехать на большие стройки за деньгами. Но многие еще надеются найти работу там, где живут. О своем согласии на переезд заявили всего 16,5 тысячи человек по всей России. Это очень мало. За эти годы, хотя власти и начали немало инвестиционных проектов, у наших людей не появился интерес к переезду, работе вахтовым методом.
О СОЦИАЛЬНЫХ РАСХОДАХ
- В проекте бюджета, который уже фактически утвержден, расходы превышают доходы в 1,5 раза. Насколько это обоснованно в кризис?
- Я считаю, что это решение оправданно. Ведь расходы переориентированы на те болевые точки, которые необходимо поддержать в кризисный период: социальная поддержка, помощь стратегическим предприятиям. Например, если меняется уровень инфляции (по прогнозам, она составит в этом году 13%), мы не можем не менять уровень индексации пенсий, пособий. Мы разрешили на год раньше использовать средства материнского капитала на погашение ипотечных кредитов или процентов по ним. Ведь мы все равно планировали использовать их в 2010 году. Но сегодня многие семьи с детьми оказались не способны платить по долгам из-за снижения зарплаты или потери работы. Почему бы не решить эту проблему, когда у государства есть все возможности для этого?
- Этим предложением уже кто-то воспользовался?
- Разрешение направлять материнский капитал на погашение ипотеки действует с 1 января. Бюджет выделил на это 26,3 миллиарда рублей. Подали заявления 32,5 тысячи человек. Первые семьи начнут получать средства уже в апреле.
- Нам часто звонят пенсионеры и просят объяснить, как все-таки будет расти их пенсия в 2009 году. Люди путаются в цифрах. Например, с 1 марта у большинства пенсионеров пенсия выросла на 156 рублей. А дальше?
- У каждого пенсионера индивидуально. То, о чем вы сказали, было первое увеличение базовой части пенсии. Второе (на 31,4%) произойдет с 1 декабря. Все получат как минимум еще 612 рублей, а в среднем повышение составит 744 рубля. С 1 апреля будет повышена страховая часть пенсии - на 17,5%. Это в среднем 432 рубля прибавки. И еще одна индексация запланирована на 1 августа -на 7,5%, это в среднем 221 рубль. Но если к 1 июля рост цен в стране превысит 7,5%, как запланировано в бюджете, то прибавка будет больше.
- То есть в среднем за год пенсия вырастет примерно на 1600 рублей?
- Да, около того. В декабре 2009 года мы выходим на средний размер трудовой пенсии в 6280 рублей и на средний размер социальной пенсии - 4294 рубля.
- Понятно, что это средние цифры, и пожилые люди очень сильно обижаются, когда их пенсия оказывается меньше. Нам звонила читательница из Краснодара, ее педагогический стаж - 30 лет, а пенсия - всего 2900 рублей, даже после мартовского повышения...
- Понятно, что на 2900 рублей прожить очень трудно, особенно с учетом роста цен. Но с 1 января 2010 года мы усовершенствуем пенсионное законодательство.
- Как именно?
- Пока делаем расчеты, но в любом случае хотим улучшить положение наших пенсионеров.
- В правительстве идет дискуссия по поводу замены единого социального налога страховыми взносами. Работодателям тогда придется платить не 26%, а 34%. Насколько эта мера адекватна во время кризиса?
- Что касается нагрузки на бизнес, то эта тема сейчас обсуждается, точный процент взноса еще не определен. Мы согласуем его в самое ближайшее время. Но вне зависимости от того, какой уровень нагрузки будет определен, на страховые взносы мы все равно должны перейти.
О ЦЕНАХ НА ЛЕКАРСТВА
- Правительство намерено взять под контроль цены на лекарства. Как это будет происходить на практике?
- Ни одно из ведомств у нас не имеет законного права следить за ценами в коммерческих аптеках. У нас есть утвержденный правительством перечень жизненно важных и необходимых лекарств. На них мы и будем регистрировать предельные отпускные цены. Но понятно, что цена в аптеках будет выше. Сегодня торговые надбавки устанавливают в каждом регионе самостоятельно: может быть 20%, а может и все 50%.
- Обязать их вы не можете?
- Планируем разработать методику по установлению регионами предельных оптовых и розничных торговых надбавок. Такое поручение правительством дано федеральной службе по тарифам. После этого будем следить и за наличием препаратов на местах, и за соблюдением предельных наценок. Надеемся на положительный результат. Еще планируем уточнить минимальный ассортимент лекарств, который должен быть в любой аптеке, независимо в каком регионе она находится. Чтобы не вымывался дешевый ассортимент.
О ПРОСЬБАХ И ЖАЛОБАХ
- Могут ли люди пожаловаться в ваше министерство на какие-то безобразия, которые происходят в торговле лекарствами, в медицине, в социальных службах?
- Могут. И жалуются. У нас есть отдел по работе с обращениями граждан. У нас десятки тысяч обращений -больше, чем в любом другом ведомстве.
- А к вам эти письма попадают?
- У меня такое правило: каждую пятницу управление делами докладывает мне самые острые вопросы, на которые нужно реагировать непосредственно мне. Я ориентирую своих коллег на то, чтобы ответы содержали максимально точную информацию, как разрешить ситуацию, куда обратиться. Помимо этого направляем параллельное письмо в местные органы власти. Стараемся ни одно письмо не оставлять без ответа.
КАК НАС БУДУТ ЛЕЧИТЬ
- Известны случаи, когда человеку отказывались делать экстренную операцию, потому что было неизвестно, кто за нее будет платить. А человек без сознания, сам о себе позаботиться не может...
- В соответствии с 41-й статьей Конституции гражданам России оказывается бесплатная медицинская помощь. По закону лечебные учреждения могут брать плату только за дополнительные услуги, которые оказываются по желанию пациента. К сожалению, закон не всеми выполняется. Сейчас мы пытаемся обозначить место платных услуг в нашем здравоохранении. Но есть и другая проблема: люди не готовы сообщить о том, что с них взяли деньги, хотя именно это теневые услуги. Тем не менее мы готовы рассматривать каждый случай, когда с гражданина незаконно берутся деньги, и принимать самые жесткие меры.
- Что будет в кризис с дорогостоящими операциями, которые делают людям по квотам в высокотехнологичных медицинских центрах?
- В 2009 году мы на 30 тысяч увеличили количество пациентов, которые могут воспользоваться высокотехнологичной помощью за счет государства. Механизм такой: лечащий врач выдает направление, что операцию нужно провести в таком-то учреждении. Человек обращается в местный орган власти, где ему должны дать талон на оказание помощи. В конце года мы обратились в регионы с просьбой сформировать списки нуждающихся. Но не все регионы должным образом отнеслись к сбору заявок. Был сбой, мы вынуждены были на ходу выправлять ситуацию, сейчас все в норме. Хотя денег на оказание высокотехнологичной помощи у нас пока недостаточно.
ОБ ИНВАЛИДАХ
- Люди с ограниченными возможностями были обижены тем, что им каждый год приходилось доказывать свою инвалидность. Доходило до абсурда - ну не вырастет же нога за год?! Как сейчас обстоит ситуация?
- В апреле прошлого года вышло соответствующее постановление. По данным нашего федерального бюро медико-социальной экспертизы, если в 2007 году так называемыми бессрочными инвалидами были признаны 497 тысяч человек, то в 2008-м -711 тысяч. К сожалению, до последнего времени работа с инвалидами не рассматривалась как приоритетная. Сейчас ситуация меняется. Россия подписала международную конвенцию о правах инвалидов, в ближайшее время она будет ратифицирована. Мы разрабатываем предложения по улучшению медицинского, социального обеспечения людей с ограниченными возможностями, созданию условий жизни для них, занятости. В июне мы запускаем пилотный проект в Красноярске, где будет построен центр с полным комплексом услуг для инвалидов.
О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
- Мы говорили о грозных заболеваниях, но ваше министерство, конечно же, заинтересовано в том, чтобы люди были здоровее.
- Мы очень хотели бы этого!
- Как же приучить наш народ к здоровому образу жизни? Надписи «Минздравсоцразвития предупреждает...» на пачках сигарет явно недостаточно.
- Кстати, о надписях. Как и другие страны, мы будем размещать на пачках предостережения, визуализировать болезни, которые возникают у курильщика.
Но дело, конечно же, не только в надписях. В этом году в рамках нацпроекта «Здоровье» появляется новое направление - «здоровый образ жизни». Лидирующими факторами риска заболеваемости являются табак, несбалансированное питание, избыточный вес и алкоголь. На борьбу с этими факторами риска и направлена программа. Участвовать в ней будут и другие министерства, и регионы.
Это проект не на год, а на десятилетия, потому что приверженность к здоровому образу жизни вырабатывается не быстро. Первые результаты получим не раньше чем через 2-3 года.
- Как будете пропагандировать здоровый образ жизни?
- Через СМИ, специальные телепередачи, социальную рекламу. Мы учли европейский опыт. И выбрали то, что может иметь результат с учетом нашего менталитета. Важно ведь еще не перегнуть палку, ведь человеку и так нелегко в кризис, а если его еще и прессовать тем, что это нельзя и то нельзя, то можно вогнать в депрессию. Еще хотим развивать незаслуженно забытое направление - профилактическое. Если во время диспансеризации выявлены недуги, которые можно вылечить, откорректировав стиль жизни, питание, избавившись от вредных привычек, то с таким человеком должен работать специалист по профилактике. Мы будем развивать школы здоровья и кабинеты профилактики в поликлиниках, куда человек придет и получит рекомендации. И когда в семье один человек станет носителем здорового образа жизни, то и другие последуют его примеру. Надеемся, что наши меры сработают.
***
О СВОЕЙ МИНИСТЕРСКОЙ СЕМЬЕ
- Татьяна Алексеевна, у вас необычная семья - вы министр и ваш супруг министр (Виктор Христенко - министр промышленности и торговли). Вы оба очень много работаете. Как живет ваша семья? Часто удается побыть вместе? Ходите ли в гости?
- Например, Виктор Борисович уехал вчера в командировку. Приедет в воскресенье. А я уеду. Мы даже не увидимся. Потом я вернусь, он уедет. И так будет всю неделю. Если не в командировках, то мы оба очень поздно приходим с работы. Но, понимая, как много приходится работать, ни у одного из нас не возникает желания обвинить друг друга в том, что это была не работа. (Смеется.) Когда поздно приходишь домой, на общение времени очень мало. Ведь надо еще хоть немного поспать. Поэтому на разговоры о работе времени нет. Мы мало ходим в гости, хотя хотелось бы чаще встречаться с друзьями, родственниками. Единственный выходной день - воскресенье, когда можно пообщаться друг с другом, вместе заняться домашними делами, иногда встретиться если не с друзьями, то хотя бы с родными.
- А кто у вас готовит?
- И я, и Виктор.
- А что вы готовите?
- Все, что угодно. Я все люблю готовить. Но - правильные блюда. Мы оба - приверженцы здорового образа жизни, здорового питания.
- Белки отдельно от углеводов?
- Да, мы так давно питаемся. Раздельное питание предполагает особый вид приготовления. Мы уже привыкли к этому. Хотя, когда гости приходят, иногда нарушаем, поскольку приверженцев раздельного питания не так много: все любят картошечку с мясом.
- Какие все-таки у вас любимые блюда?
- У Виктора Борисовича любимое блюдо - мамины пельмени. Или вареники. Но это уж никак не раздельное питание, поэтому ест их редко. Когда мы к его маме ездим в Челябинск, то мама считает своим долгом наготовить нам целую сумку-холодильник пельменей и вареников с собой, чтобы мы не оголодали.
- А пост вы соблюдаете?
- Мы постимся. Много лет. Едим овощные салаты и супы. А когда поста нет, любим мясо на гриле.
- А как при вашей загрузке можно так великолепно выглядеть? В чем секрет?
- Могла бы выглядеть лучше, если бы спала больше. (Смеется.) И если бы оставалось больше времени на занятия спортом.
- Каким? Фитнес?
- Думаю, да. Хотя раньше зимой я с удовольствием ходила на каток. Фигурное катание приносит и здоровье, и радость. В этом году покататься не получилось - руку сломала.
- А у вас есть домработница?
- Нет. Есть мама, которая помогает.
- У вас очень стильная одежда. Успеваете заниматься шопингом?
- Это бывает очень редко, но я сама себе стилист.
- Сейчас в нашем правительстве три женщины-министра. Как чувствуете себя в «мужском» Кабмине?
- Я долго была замминистра финансов. Привыкла работать с мужчинами, никаких проблем в общении с ними у меня нет. Не в обиду коллегам-женщинам будет сказано, но для меня общаться с мужчинами значительно проще, чем с женщинами. Всегда так было.
- К кому в правительстве лично вы можете обратиться за советом, если нужно?
- К моему супругу. Потому что уровень его подготовки, профессионализма, опыт работы во власти очень большой. И лучшего советчика, пожалуй, трудно найти.
- Вы с супругом являетесь попечителями храма в Тверской области. Почему вы занялись этим?
- Мы пришли к вере не с момента рождения. Я крестилась в 22 года. Виктор в 40 с чем-то лет. А когда человек в зрелом возрасте приходит к вере, к пониманию того, что есть что-то более высокое, это уже осознанный и серьезный шаг. А Старицкий Успенский монастырь мы нашли так. Виктор увлекается фотографией, и несколько лет назад мы с нашими друзьями путешествовали по святым историческим местам, объезжали близкие к Москве регионы. И вот одним из таких мест был Старицкий Успенский монастырь в Тверской области. На следующий день Виктор решил, что надо туда вернуться опять, что-то его манило. И мы поехали. Решили, что должны поучаствовать в восстановлении этого монастыря.
- Когда вы были назначены на пост министра здравоохранения и социального развития, были упреки, мол, она же не медик...
- Я никогда не стремилась быть министром, никогда не ставила это целью своей жизни. Так получилось. Это правда. Я ведь пришла в Министерство финансов через три года после окончания Плехановского института по специальности «Экономика труда». Работала в НИИ труда Госкомтруда СССР и не думала, что жизнь снова меня вернет в это ведомство. Решать другие проблемы помогает опыт работы во власти.
- Глядя на вас, у многих женщин, которые хотят сделать карьеру, появляется шанс. Они видят перед собой красивую, счастливую женщину и успешного министра. Что бы вы посоветовали этим женщинам, как достичь таких карьерных высот?
- Должность министра заставила меня очень многим пожертвовать. Если женщина хочет выбрать себе такой путь, она должна будет чем-то поплатиться. Я не феминистка, но все-таки считаю, что министр - это мужская работа. Она требует много сил и нервов. Желать такой же судьбы другим женщинам я бы все-таки воздержалась...
Источник: http://www.minzdravsoc.ru