Депутаты Мосгордумы решили усовершенствовать систему утилизации старых автопокрышек. Как выяснилось, переработка этих отходов может быть весьма выгодным делом. Для этого, правда, придется наладить сбор брошенных шин, которого в городе пока нет. Использованные автомобильные шины - это отходы 4-го класса опасности. На обычные свалки их не принимают, то есть в мусорный контейнер резину, бывшую в употреблении, выбрасывать нельзя.
- В столице перерабатывается всего лишь 32% покрышек - это около 10 тыс. тонн в год, - рассказывает президент ассоциации содействия, восстановлению и переработке шин "Шиноэкология" Юрий Трофименко. - 12 тыс. тонн лежат на свалках, в автосервисах, остальное используют для оформления детских площадок и клумб. Народ не несет старые шины на переработку.
В данный момент переработчикам покрышек приходится собирать их на стихийных свалках и в гаражах, что делает такой бизнес малорентабельным. Для того чтобы он заработал в полную силу, депутаты прикинули, как можно заставить горожан принести резину в пункты сбора старых шин.
Депутат Мосгордумы Иван Новицкий, собравший "круглый стол" по этой проблеме, в частности, предложил разработать правовые механизмы, принуждающие сдавать отработанные шины на переработку, создать систему льгот для предприятий, готовых производить новую продукцию из старых покрышек. Но самое главное - централизованно организовать сбор этого сырья. Для того чтобы рядовой автолюбитель знал, что делать с резиной, пункты ее приема лучше всего расположить на МКАД - это, наверное, единственная городская трасса, миновать которую не может ни один водитель. Конечно, городской программе по утилизации шин не помешает и социальная реклама экологического начинания - благо из-за кризиса пустуют уличные билборды. Вероятность успеха высока - переработка старой автомобильной резины во всем мире рентабельна.
В Европе из резины получают активированный уголь и высококалорийное топливо, а металлический корд идет на переплавку.
Существуют и другие технологии. Перерабатывающий завод в Калининграде снабжает морские судоходные компании аналогом мазута, изготовленного из шин. Есть методики восстановления резины с помощью химических и механических воздействий и даже с помощью радиации. При этом можно получить аналог натурального каучука себестоимостью от $800 за тонну, а продавать полученное сырье можно уже за $2 тыс. Рентабельны и линии по механическому измельчению покрышек: из отработанных шин получаются резиновая крошка (ее можно добавлять в асфальт), металл и текстильное волокно. При переработке 5 тыс. тонн покрышек в год линия может каждый месяц приносить более 2,5 млн рублей чистой прибыли. Дело за малым - осталось научить автотранспортные предприятия и население сдавать "лысую" резину по назначению, а не выбрасывать в придорожные канавы.
http://www.izvestia.ru/moscow/