Владимир Вайнер: Этические кодексы создаются, когда нужны основания для дальнейшей совместной деятельности


2 марта 2009 года
МОСКВА | 27.02.2009

По мнению директора по развитию компании "Процесс консалтинг" Владимира Балакирева, кодексы, декларации ценностей, описания профессиональных стандартов - это инструменты решения этических проблем и преодоления трудных ситуаций. Они делятся на универсальные, профессиональные, корпоративные и институциональные. Условно этические кодексы можно расположить посередине между законом и индивидуальной свободой. Чтобы эти документы работали на практике, считает эксперт, необходимо их продвигать в сообществе, разъяснять их смысл и предназначение сотрудникам организации, а также информировать сообщество о нарушениях, реагировать на нарушение норм созданных документов. При этом, по словам Балакирева, в создании кодексов должны участвовать как можно больше членов сообщества: "Нельзя создавать документ, которого вы сами потом будете бояться".

Креативный директор Центра рекламных исследований "Grand Prix" Владимир Вайнер поделился историей о том, как разрабатывался в 2000 году Этический кодекс фандрайзера: "Документ составлялся как ответ на запрос сообщества специалистов по привлечению ресурсов (фандрайзеров). Само слово и профессия были в тот момент в новинку, и у фандрайзеров возникало множество частных профессиональных вопросов, по которым не было согласия. Например, можно ли привлекать к фандрайзинговой деятельности детей и пр. В ходе встреч и онлайн-дискуссий группа авторов кодекса из нескольких десятков регионов за несколько месяцев выработала 26 принципов ведения фандрайзинга и составила список практических затруднений, ситуаций, решение которых лежит в этической сфере, требует профессионального поведения на базе согласованных этических норм.

Этические кодексы создаются, когда нужны основания для дальнейшей совместной деятельности, подчеркнул В. Вайнер.

Об одном из прецедентных примеров саморегулирования - Общественной коллегии по жалобам на прессу - рассказал вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. Коллегия пришла на смену Большому жюри Союза журналистов России, спустя более трех лет работы в нее обращались самые разные организации и частные лица. Жалобы касались газет: "Граница России", "Известия", "Каргополье", "КоммерсантЪ", "Комсомольская правда", "Московская правда", "МК", "Новая Газета", "Новые Известия", "Парламентская газета", "Российская газета", радиостанции "Эхо Москвы", телекомпаний "Авторское телевидение", НТВ, Первый канал, РЕН-ТВ, ТВЦ, ТНТ. Коллегия не имеет юридического статуса, ее деятельность ведется на общественных началах. Все "жалобщики" подписывают документ, согласно которому они обязуются принять решение коллегии, исполнить его и не подавать иск в суд. "Здесь главное - моральное удовлетворение, а не материальное", - подчеркнул Абов. Исполнение решения отслеживает секретариат коллегии.

В некоммерческом секторе сегодня созданы такие документы, как "НКО-координаты", Этический кодекс добровольца, Хартия национального Форума некоммерческих организаций, работающих в области ВИЧ/СПИДа и др. Кроме того, сейчас в многих городах России началась работа по созданию Этических или Нравственных кодексов горожан - и важно, чтобы это не стало формальностью, слепой и бесполезной для населения городов декларацией очередного чиновника.

Пример Этического кодекса российского фандрайзера от 2000 года. www.fundraising.ru

По материалам: www.asi.org.ru