Людмила Стебенкова: усилия социальных работников надо поддержать городской акцией «Осторожно: мошенники»


10 февраля 2009 года

По сообщению Gazeta.ru мошенники дурят столичных пенсионеров, используя в своих аферах городские программы. Облапошенные горожане жалуются в Мосгордуму. Депутаты просят СМИ активизировать разъяснительную работу среди доверчивых москвичей.

В понедельник профильные комиссии Мосгордумы решали, как защитить москвичей от аферистов. Количество жалоб в столичный парламент стало чуть ли не соизмеримым с числом заявлений в милицию еще и потому, что мошенники ловко используют безграничную веру горожан в городские социальные программы.

Упоминание о каком-нибудь документе мэрии открывает перед аферистами и двери, и кошельки доверчивых пенсионеров.

Только в приемную председателя думской комиссии по здравоохранению Людмилы Стебенковой за последние два месяца поступило 25 жалоб. Представитель департамента здравоохранения также рассказал, что получает обращения жителей, причем многие из них описывают одни и те же схемы. «Мошенники изобретают все более изощренные способы обмана, при этом очень часто ссылаются на несуществующие приказы правительства Москвы или требования Пенсионного фонда, - рассказала Людмила Стебенкова. - Их действия нацелены на пожилых людей, которые привыкли доверять государственным структурам».

Так, ссылаясь на несуществующую программу мэра Москвы «Концепция здорового дома», «социальные работники» по телефону предлагают пенсионерам приобрести за наличный расчет чудодейственную медицинскую технику, магниты, стельки или подушки. А «сотрудники» несуществующего «Фонда поддержки здоровья пожилого населения при правительстве Москвы» предлагают пройти реабилитацию в «Московском центре парафармацевтики». Начинается эта «реабилитация» бесплатно, но очень скоро у людей начинают вымогать деньги.

Еще одна такая «программа мэра» - «О госпитализации пожилого населения на платной основе в дома отдыха».

Желающих отдохнуть за городской счет пенсионеров просят срочно оплатить меньшую часть стоимости путевки (после того как 70-80% оплатило правительство Москвы, пенсионеру остается добавить всего каких-то 20-30 тыс. рублей). К заинтересовавшимся этим предложением пенсионерам мошенники приезжают в течение двух часов за деньгами, оставляя фальшивые квитанции и несуществующие номера телефонов.

Но чаще всего устраивающие массовые обзвоны «сотрудники органов соцобеспечения» настойчиво предлагают пенсионерам приобрести биологически активные добавки. Нередко мошенники даже прибегают к угрозам, утверждая, что если человек откажется приобретать чудодейственный препарат, с его пенсионного счета снимут значительную сумму (в одной из жалоб в Мосгордуму упоминалась сумма в 72 тыс. рублей).

Жалуются москвичи и на то, что массированное продвижение БАДов как «лекарства от всех бед» идет и во вполне официальных государственных медучреждениях. Но это уже отдельная тема.

Требуя от доверчивых стариков сообщать их личные данные, например номер пенсионного удостоверения, мошенники создают базы данных потенциальных «клиентов».

При этом аферисты практически ничем не рискуют. По словам заместителя начальника столичного ГУВД Александра Мельникова, раскрываемость подобных преступлений очень низкая. «Жертвами мошенников становятся в первую очередь пожилые люди, которые не запоминают отчетливо внешность и не могут составить словесный портрет афериста, - объяснил Мельников. - Максимум, что они иногда говорят, - это «похожи на цыган». По мнению Мельникова, участившиеся случаи подобного мошенничества связаны с ростом преступности в Москве, но речь об организованной преступности все же не идет, и в Москве действуют разрозненные группы.

Как отметил Мельников, аферисты используют два сценария. Либо пенсионеры, которые искренне верят, что им хотят помочь, сами отдают деньги. Либо мнимые соцработники приходят на квартиру, и, пока один отвлекает жертву, другой выносит деньги и ценные вещи.

Хоть как-то изменить ситуацию смогут лишь предупредительно-профилактические меры, считает замначальника ГУВД. Впрочем, обвинить социальные службы города в отсутствии профилактической работы тоже нельзя. По словам руководителя департамента социальной защиты Владимира Петросяна, сегодня на надомном обслуживании в Москве находятся 140 тыс. пенсионеров, за каждым из которых ухаживает социальный работник. «Просто так социальные работники по квартирам не ходят и тем более не предлагают лекарства, мешки с картошкой и прочее, - объяснил Петросян. - Каждый пенсионер знает в лицо своего социального работника и сам звонит и договаривается о встрече».

Кроме того, в связи со сложившейся ситуацией издан приказ, в соответствии с которым определена «группа риска» - одинокие пенсионеры старше 60 лет и пожилые супружеские пары. Таких в Москве 245 тыс. человек. «С ними работают социальные педагоги и социальные психологи, - рассказал чиновник. - Регулярно осуществляется обзвон - «все ли нормально?» - и ведется разъяснительная работа».

Хотя не исключено, что пенсионеры уже окончательно запутались, кто и с какими намерениями им звонит.

Сейчас департамент соцзащиты подготовил памятку, которую планирует распространять через свои службы среди населения. В этой памятке будут напечатаны и телефоны «горячих линий».

По мнению Людмилы Стебенковой, усилия социальных работников надо поддержать городской акцией «Осторожно: мошенники». Это должна быть социальная реклама, броские плакаты (а не просто информация на стенде) в социальных учреждениях, ролики на телевидении, разъяснения по радио и в печатных СМИ. «Кризис повлечет за собой рост числа подобных преступлений, - считает депутат. - Поэтому информационную кампанию необходимо начинать уже сейчас. Пенсионеры должны знать, как действуют мошенники, в противном случае их доверчивостью будут пользоваться и дальше».

http://www.gazeta.ru/social/2009/02/09/2938636.shtml