Участники форума "Благотворительность в России: проблемы и перспективы развития" обсудили вопросы развития благотворительности и социальной рекламы


25 ноября 2008 года

20 ноября, в рамках секции, организованной Агентством социальной информации совместно (АСИ) и Центром развития НКО, были собраны предложения по внесению дополнений и изменений в проект концепции - в области повышения доверия к благотворительным организациям и благотворительности. Участники секции обсудили такие аспекты повышения доверия, как прозрачность и отчетность НКО, взаимодействие со СМИ и развитие законодательства о социальной рекламе.

Одно из предложений об организации системы отчетности НКО, получившее наибольшее одобрение всех участников секции, внес исполнительный директор Благотворительного фонда "Подари жизнь" Григорий Мазманянц. Оно заключается во введении прямой зависимости обязательной отчетности НКО от пользования любыми государственными льготами. "Необходимо ввести градацию отчетности в зависимости от объема использованных НКО льгот для ведения благотворительной деятельности, - заявил Г. Мазманянц. - Тогда каждая организация может самостоятельно определять, к какому уровню отчетности она готова и, соответственно, какими льготами может воспользоваться". Для организаций, которые не используют государственные льготы (то есть им не передаются средства налогоплательщиков), считает Мазманянц, отчетность не может быть обязательной. Также не для всех НКО актуальна добровольная публичная отчетность. "Если для организаций, занимающихся сбором благотворительных пожертвований, публичная отчетность необходима для собственной эффективной деятельности, - иначе просто денег давать не будут, то для таких форм НКО, как кооперативы, это не актуально", - подчеркнул исполнительный директор фонда "Подари жизнь".

Директор департамента по корпоративной социальной политике Российского союза промышленников и предпринимателей Елена Феоктистова отметила, что в настоящем проекте Концепции практически не уделено внимания межсекторному взаимодействию различных субъектов благотворительной деятельности, прежде всего, НКО и бизнесу. Она также обратила внимание на то, что в тексте Концепции отсутствует упоминание такого важного рычага для повышения уровня доверия к благотворительности, как объединение усилий сектора, в том числе его ресурсов, для достижения этих целей. В свете взаимодействия со СМИ - с целью повышения доверия к благотворительности - одним из ключевых вопросов, по мнению участников секции, является законодательное регулирование вопросов размещения социальной рекламы. В настоящий момент размещение социальной рекламы в средствах массовой информации возможно практически в убыток бизнесу этого СМИ. Изменение данной ситуации требует внесения поправок в налоговое законодательство.

Владимир Вайнер, эксперт Центра рекламных исследований Grand Prix и куратор сайта о социальной рекламе http://www.1soc.ru/ обратил внимание на необходимость повышения правовой грамотности региональных руководителей СМИ в вопросе реализации норм закона «О рекламе» в части ст.10 - «Социальная реклама» при упоминании спонсоров, поддерживающих региональные информационные кампании.

Участники секции также отметили, что ряд важных предложений, собранных АСИ для проекта концепции от многих НКО, не вошел в текст, представленный на форуме, поэтому необходимо добиваться их включения. Это, например, положения о мерах продвижения социальной рекламы в СМИ, о закреплении в законодательстве разграничения понятий "социальная реклама", "государственная реклама" и "социально значимое сообщение", а также создание механизмов продвижения и поддержки добровольной публичной отчетности НКО.

Подводя итоги секции, директор АСИ Елена Тополева выразила надежду, что общими усилиями заинтересованных НКО и представителей Общественной палаты РФ, Министерства экономического развития удастся добиться составления адекватного современным запросам текста концепции, который значительно повлияет на развитие благотворительности и укрепление позиций некоммерческих организаций.

Контакт: Ирина Ганжа (pr-менеджер Агентства социальной информации) e-mail: pr@asi.org.ru