Эхо фестиваля Городская среда - в Уфе продолжают выходить публикации о развитии социальной рекламы


21 ноября 2008 года

Кому нужна социальная реклама и нужна ли она вообще? Я думаю, безусловно: такая реклама должна существовать. Ведь в отличие от коммерческой у социальной рекламы абсолютно другая цель. Она создается для того, чтобы делать людей лучше и добрее, искоренять вредные привычки, помогать окружающим. И со мной, я уверена, согласятся многие.

- В результате проведенного нами исследования выяснилось, что подавляющее большинство уфимцев (73 процента) к появлению социальной рекламы относятся положительно, - рассказывает начальник информационно-аналитического отдела администрации ГО город Уфа Марат Газизов. - Негативно к ней относятся лишь около семи процентов уфимцев. И всего 2,9 процента опрошенных считают, что социальная реклама ничего не дает.
Согласно этому же исследованию, почти 60 процентов уфимцев считают, что социальная реклама должна быть направлена на профилактику алкоголизма, наркомании и табакокурения. Треть опрошенных высказались в пользу пропаганды здорового образа жизни, а 28 процентов уфимцев поддерживают социальную рекламу, защищающую материнство и детство.
Получается, что социальная реклама людям все-таки нужна. Однако не все так просто. Существует несколько проблем, над решением которых ломают голову многие специалисты. Давайте попробуем в них разобраться.

Где же она?
Часто ли вам приходилось встречать социальную рекламу в городе? Лично мне крайне редко на глаза попадаются баннеры и растяжки социального характера, а если я их встречаю, то в таких местах, где заметить их очень сложно. Да и по телевизору и радио социальную рекламу крутят не так часто.
- В результате нашего исследования мы выяснили, что уфимцы чаще всего встречают социальную рекламу в различных средствах массовой информации, реже на городских информационных стендах, а еще реже на транспорте и уличных баннерах, - отмечает Марат Газизов. - Мы также поинтересовались у уфимцев, какие места они считают наиболее эффективными для размещения социальной рекламы. На первом месте опять же находятся СМИ, затем идут информационные стенды и интернет. За баннеры и растяжки на улицах высказалось всего 5,4 процента. Эти данные и надо учитывать.

Кому она нужна?
Ежегодно по всей стране проводится масса всевозможных конкурсов и фестивалей социальной рекламы. Участие в них принимает огромное количество студентов, независимых авторов и профессиональных рекламистов. Они предоставляют на суд зрителей и членов жюри кучу различной социальной рекламы абсолютно на любые темы. Бери - не хочу! Однако далеко не все эти работы, будь они хоть трижды гениальными, выходят за рамки этих фестивалей и конкурсов. Получается, что они не доходят до той аудитории, на которую должны были подействовать. А все дело в том, что не нашлись люди, заинтересованные в размещении этой соцрекламы.
Михаил Бреслер, директор сайта уфимского рекламного сообщества:
- Я рассматриваю социальную рекламу как один из видов продвижения идеи. Естественно, она должна иметь заказчика, роль которого может выполнить как группа социально ответственных граждан, так и государственные и муниципальные структуры, некоммерческие организации, которые располагают финансовыми ресурсами. И меня не может не радовать, что в последние годы - наконец-то - серьезные организации, госструктуры, правительство начали активно поддерживать социальные проекты, выступать заказчиками социальной рекламы.
Елена Кардаш, директор Национального фестиваля рекламы "Идея!" (Новосибирск):
- Я считаю, что люди, занимающиеся социальной рекламой, должны сотрудничать с профессиональными рекламистами. И, естественно, социальной рекламой должны в первую очередь заниматься представители муниципальной власти, администрации города.
Владимир Вайнер, эксперт Центра рекламных исследований Grand Prix:
- В некоторых регионах принимается концепция развития социальной рекламы, согласованно определяются приоритетные направления ее развития. И это дает определенные гарантии, формирует публичный государственный заказ на создание и производство социальной рекламы. Этот механизм реализуется уже примерно в пяти регионах России и позволяет подходить к решению социальных проблем ответственно и комплексно.
Ольгерт Фролов, директор уфимского коммуникационного агентства "OСG":
- Я бы не ставил жестких границ между коммерческой и социальной рекламой. Вспомните рекламные ролики ведущего банка страны или газовой корпорации - они, безусловно, коммерческие, но на сто процентов социальные. Такая реклама получается намного более качественной, приносит конкретную пользу людям и прибыль предприятиям.
Лилиана Петрова, заведующая кафедрой Академии комплексной безопасности предпринимательства при БГУ:
- Российское общество привыкло к тому, что все вопросы должны решаться сверху. Поэтому мы сейчас и говорим о том, что социальной рекламой должны заниматься государственные органы, они могут быть ее основными заказчиками. Но есть еще и группы людей, которые сами готовы решать социальные проблемы. И какой в этой области должен быть баланс, пока не ясно.
Что ж, нельзя не согласиться с тем, что у социальной рекламы должны быть заказчики, которые будут выделять средства на ее создание, повышать ее качество и эффективность. Тогда реклама будет активно развиваться.

Эффективна ли она?
Может ли социальная реклама быть качественной? Конечно, тем более, если над ее созданием трудились настоящие специалисты. Вопрос в другом: любая ли, даже качественная социальная реклама эффективна?
- Эффективность социальной рекламы напрямую зависит от количества людей, которые ее увидели или услышали, - считает исполнительный директор московского коммуникационного агентства "Grandprix" Наталья Гладких. - При этом важно понять, являются ли они нашей целевой аудиторией и насколько размещаемая нами реклама передает мысль, которую мы хотели донести. В итоге будет понятно, достигла ли социальная реклама своей главной цели.
Но, безусловно, социальная реклама - эффективный инструмент для решения социальных проблем.
- В этом мы убедились в результате эксперимента, - продолжает Наталья. - В нескольких городах мы проводили мастер-классы для студентов. Они разрабатывали различные рекламные компании в социальной сфере. Были и такие примеры, когда социальная реклама полностью устраняла проблему, на которую была нацелена.
Однако далеко не все проблемы успешно решаются с помощью социальной рекламы. Ведь есть такие социальные сферы, за которые никто не хочет браться.
- Большая проблема заключается в том, что люди, нуждающиеся в социальной помощи, не ощущают поддержку государства и общественных организаций, - отмечает Лилиана Петрова. - Я семь лет занималась социальной защитой и могу с уверенностью это говорить. Мы даже можем не знать, что существуют люди с определенными проблемами. Мы просто-напросто не обращаем внимания на их проблемы, они не отражаются в социальной рекламе.

Кто за нее заплатит?
Чаще всего социальной рекламой активно занимаются студенты. Во-первых, им это интересно. Во-вторых, для них это своего рода практика. Ну, а в-третьих, они не преследуют цели получить за это какую-то материальную выгоду. Люди же, которым нужны деньги, с большей радостью будут создавать рекламу коммерческую, за нее им неплохо заплатят.
Как бы то ни было, но заработать, создавая социальную рекламу, по крайней мере, сейчас невозможно. А жаль... Ведь все в итоге упирается в деньги. Поэтому размышления о социальной рекламе хотелось бы завершить словами начальника отдела комитета рекламы, информации и оформления Правительства Москвы Александра Панкина:
- За социальную рекламу в обязательном порядке надо платить. Ведь каждый труд должен быть оплачен.

Автор: Елена Колоколова.