В России началась реализация инициатив по повышению финансовой грамотности населения


15 ноября 2008 года

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснил, как россияне оценивают состояние мировой экономики и какие признаки и причины финансового кризиса они заметили. Все больше и больше россиян теряют веру в мировую экономику. Почти 70% россиян пессимистично оценивают ее состояние: 32% респондентов полагают, что она нестабильна, еще 32% считают, что она погружается в кризис (причем еще пару месяцев назад такое мнение высказывалось в два раза реже), 5% полагают, что ситуация катастрофическая. Лишь каждый пятый придерживается противоположного мнения - 14% уверены в стабильности экономики (в сентябре об этом заявляли 19%), а 6% заметили ее динамичное развитие (доля таких респондентов с сентября снизилась с 11%).

Главные признаки кризиса, по мнению россиян, - это высокая инфляция (23%) и снижение уровня жизни населения. Причем с сентября доля тех, кто заметил падение уровня жизни россиян, выросла в 7 раз - с 3% до 22%. Далее следует безработица - по сравнению с сентябрем количество тех, кто отмечает этот признак, выросло в пять раз - с 2% до 10%. Называли россияне и такие приметы кризиса, как проблемы в банковском секторе (8%), нестабильность курса валют, доллара (6%) и цен на энергоносители (5%), падение фондового рынка (3%), нестабильное состояние мировой экономики (2%). По сравнению с сентябрем добавились и такие «народные приметы кризиса», как сокращение производства и строительства, нестабильность в целом, паника, закрытие предприятий, отказ банков выдавать кредиты и рост процентной ставки по ним, повторение дефолта 1998 года. В то же время исчезли такие признаки, как внешняя политика, грузино-осетинский конфликт и коррупция, 8% наших соотечественников вообще не замечают никаких признаков кризиса.

Большинство россиян, около 60%, не может назвать причины кризиса. Те, кто все же называет их, полагает, что всему виной неразумная социально-экономическая политика мировых держав (так считают 13% респондентов), банковский кризис (3%), ипотечный кризис в США (4%), рост цен на энергоносители (3%). По 2% респондентов указывают войны в Ираке и других регионах, повлекшие рост военных затрат, высокую инфляцию во всех странах мира, желание богатых обогатиться за счет бедных, нестабильность курса валют, падение курса доллара. Далее следуют и такие приметы, как нестабильность в мире, в России (1%). По сравнению с сентябрем появились и новые объяснения - завязывание экономики на долларе (2%), искусственно созданный кризис, развал производства в России (по 1%), еще 1% респондентов полагает, что кризис - закономерное явление, 0,2% называют также терроризм. Примечательно, что россияне перестали винить в кризисе политику США (в сентябре об этом заявляли 6%), социально-политический кризис, природные катаклизмы.

Опросы подобного рода вскрывают один немаловажный факт - россияне почти никогда не могут назвать однозначную причину кризиса. Все видят, что происходит в мире, ощущают на себе последствия проблем в мировой экономике, однако вопрос о том, что стало первоисточником проблем, ставит многих в тупик. Непонимание природы кризиса рождает различные, порой невероятные, домыслы, население паникует, готовится к худшему, что еще более усугубляет экономическое положение страны. Именно поэтому сегодня, как никогда, остро стоит проблема повышения финансовой грамотности населения.

Этим вопросом сегодня занимаются как на государственном уровне, там и в отдельных коммерческих банках. Так, недавно эгидой Координационного комитета по финансовой грамотности, Международным форумом лидеров бизнеса и Ассоциацией региональных банков «Россия» был представлен образовательный проект «Азбука финансов». Создатели «Азбуки» предполагают, что с помощью этого проекта человек любого возраста и достатка сумеет самостоятельно повысить свою финансовую грамотность в области планирования семейного бюджета, в области сбережений и инвестирования. Кроме того, с его помощью каждый желающий может обратиться за бесплатной консультацией к независимому финансовому советнику. «Этот проект является одним из первых в серии дальнейших совместных шагов государства, бизнеса и общества, призванных повысить финансовую грамотность населения, а также расширить доступ населения к рынку финансовых услуг», - отметил председатель попечительского совета проекта, депутат Государственной думы Анатолий Аксаков.

Банк «Уралсиб» при поддержке Министерства финансов РФ приступает к реализации масштабной федеральной программы социальной рекламы по повышению финансовой грамотности населения. Кампания призвана донести до граждан информацию о нескольких простых правилах, соблюдение которых поможет каждой российской семье увереннее чувствовать себя в современной рыночной ситуации и даст возможность избежать ненужных стрессов и уберечься от ошибок, сообщила пресс-служба организации. В ходе реализации программы организаторы наружной рекламы и информации в СМИ напомнят россиянам о таких вещах, как государственные гарантии по депозитам, входящие в систему страхования вкладов, предостерегут о рисках инвестиций всех сбережений в ценные бумаги, посоветуют в обязательном порядке уточнять эффективную процентную ставку и реально оценивать свои возможности при оформлении кредита. Такие действия предпринимать необходимо, ведь именно из-за отсутствия необходимых знаний люди нередко сталкиваются с проблемами, теряют свои деньги или просто неверно ведут себя в той или иной ситуации.

Аналогичными услугами могут воспользоваться и клиенты банка «АКБ-Казань», офис которого работает в Перми. С этим согласен и председатель правления АКБ «БТА-Казань» Мударис Идрисов, которому принадлежит идея создания в банке Центра повышения финансовой грамотности населения. «Я знаю, насколько важно своевременно информировать клиентов о ситуации в банке и на финансовых рынках в целом, инициативах правительства по стабилизации ситуации. Мы в текущем режиме общаемся со своими партнерами, клиентами и вкладчиками, подтверждая, что банк твердо стоит на ногах», - говорил председатель правления АКБ «БТА-Казань» Мударис Идрисов, комментируя открытие центра повышения финансовой грамотности населения. В целом авторы подобных инициатив отмечают, что россияне никогда не были хорошо знакомы со многими вопросами, связанными с финансами, сегодня же эта проблема стоит особо актуально, и центры по повышению финансовой грамотности должны способствовать тому, чтобы снять напряженность в обществе.

Екатерина ЕФРЕМОВА, специально для Dengi59.ru