"Сотрудники детдомов, боясь остаться без работы, порой всеми силами препятствуют усыновлению своих подопечных".
Социальная пропаганда усыновления сирот, развитие форм государственной поддержки приемных родителей значительно увеличили число новгородцев, готовых принять в свои семьи детдомовцев. Но такие благородные устремления далеко не всегда находят понимание у тех, кто по долгу своей работы вроде бы должен помогать этим людям. Увы, бывает наоборот - потенциальным опекунам и усыновителям стараются ставить всевозможные препятствия. И приемные родители вынуждены месяцами ждать детей, не имея уверенности, что им все-таки удастся обрести сына или дочку.
Ощутимый приток усыновителей специалисты комитета по опеке и попечительству Новгородской области отмечают с середины 2007 года.
- Сработала социальная реклама по радио и телевидению с призывами взять на себя воспитание детей-сирот, - анализирует ситуацию специалист областного комитета по опеке и попечительству Елена Ганева. - Поддерживает людей в этом решении и финансовая поддержка приемных семей. Но к апрелю 2008 года оказалось, что некоторые семьи находятся в ожидании подходящего ребенка еще с середины прошлого года.
Это полностью соответствует истории 42-летней новгородки Елены Смирновой. Она вышла второй раз замуж пять лет назад. О том, чтобы взять на воспитание ребенка, Лена и ее муж Дмитрий стали задумываться сразу после свадьбы. Они оба - педагоги по образованию. Елена с тех пор, как окончила институт, работает учителем младших классов. Супругам хочется взять в семью девочку.
- Любопытно, что муж сразу согласился на мое предложение, - раскрывает подробности своего решения Елена. - А вот наши родители сопротивлялись поначалу. Их тоже можно понять: они напуганы историями о наследственных заболеваниях у брошенных детей, да и боятся, что не смогут полюбить неродного внука.
Год ушел на то, чтобы убедить старшее поколение в верности принятого решения, только после этого Лена и ее муж оказались на собеседовании у куратора из комитета по опеке и попечительству.
- Встретили нас настороженно, - признается женщина. - По рекламе, которая идет по телевизору, можно подумать, что в детском доме или в органах опеки только и ждут будущих родителей. Это не так. Все вежливы, но всегда подозревают в темных намерениях по отношению к ребенку. За то время, как мы готовим документы, у нас было много собеседований - и кратких, и подробных. Кураторы бывали дома, узнавали, кто мы, чем занимаемся, зачем нам нужен ребенок.
- Я вижу, что ей тяжело дается это ожидание подходящей девочки, она постоянно в напряжении, - говорит организатор благотворительных акций, активист общественного движения "Образ Будущего" Надежда Пельгемяйнен. - Но я уверена, что если она вместе с нашими благотворительными акциями просто походит среди детей, то найдет своего ребенка.
Побродить среди детей в детском доме Елене, естественно, не позволят. Ей сообщат, что можно прийти и познакомиться с конкретным ребенком, который соответствует портрету ее предположительной дочки. Однако и волонтерам в детском доме могут не обрадоваться.
- Однажды были свидетелями такой сцены, - вспоминает Надежда Пельгемяйнен. - В городе Боровичи Новгородской области детский дом и дом малютки находятся рядом. Когда мы уходили из дома малютки, передав коробки с памперсами, преподаватель из рядом стоящего детского учреждения кричала своей коллеге из-за забора: "Не пускай их на порог. Из-за них всех детей разберут! И ты, и я останемся без работы!"
Страх потерять работу с недавних пор живет среди работников всех детских домов области. Особенно после того, как часть из них действительно была расформирована, а детей забрали в патронатные семьи.
- Если бы вы знали, сколько писем было написано и в комитет опеки, и в комитет образования возмущенными педагогами детских домов! - делится наблюдениями специалист опеки Елена Ганева.
Среди закрытых приютов оказался и Мошенской детский дом. Его бывший директор Татьяна Егорова была вынуждена уехать в другой район области, чтобы стать преподавателем училища.
- Часть наших педагогов ушла в школы, - говорит она. - Часть устроились в комитет по опеке. Но всех детей, действительно, разобрали либо в семьи, либо перевели в более крупное учреждение в Чудово.
Зато детдомовцы дали работу и заработок жителям ближайших к Мошенскому детдому деревень. Например, семья Ершовых воспитывает двух девочек. Приемная мама Татьяна считает, что в 40 лет у них с супругом есть силы поднять еще двоих детей, после того как собственные сыновья уже выросли.
- Приемные дочки сохраняют нашу семью, - говорит Татьяна. - Мой муж болеет, у него онкология. Но даже то, что он должен воспитать еще двоих детей, дает ему силы и необходимость бороться с болезнью.
Несколько подруг Татьяны и соседок по поселку тоже вслед за ней взялись воспитывать брошенных детей. После появления в стареющем поселке маленьких детей в детском саду увеличились группы, а в школе - количество детей в классах.
***
- Единовременная выплата семье, решившей воспитывать приемного ребенка, составляет 8 тысяч рублей. Заработная плата патронатного или приемного родителя - 2,5 тысячи, а пособие на ребенка - 4 тысячи рублей.
- В Новгородской области проживают 5280 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4003 из них воспитываются в семьях.
- 10 процентов семейных пар в Новгородской области не могут иметь детей.
В Новгородской области действуют четыре формы взаимоотношений не кровных родителей и детей:
- Усыновление - взрослые получают права и обязанности родителей. Государство в этом случае поддержку им не оказывает. Дети в такие семьи попадают в основном из дома малютки в возрасте до 3 лет. В 2007 году 41 новгородская семья оформила усыновление.
- Опекунство - оформляется на родственников ребенка, оставшегося без попечения родных родителей. В 2007 году таким образом были устроены 439 детей.
- Приемная семья - образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями, на срок, предусмотренный указанным договором. На 1 января 2008 года в области в 642 приемных семьях воспитываются 956 детей.
- Патронатная семья - форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организуемая при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов детей между образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и гражданами, желающими взять ребенка (детей) на воспитание. В 2007 году на патронат в области переданы 56 детей. Эта форма семейного устройства сейчас стала реже использоваться. Ведь в случае патроната дети по-прежнему остаются закрепленными за детдомом, а семья, в которой ребенок живет, выступает лишь в качестве воспитателей.
Источник: Невское время, Санкт-Петербург, автор: Светлана Рассмехина, собкор "НВ" в Новгороде,