В рамках новая программа развития донорства в России появится социальная реклама на ТВ


21 апреля 2008 года
 

Ольга Гришина: "Нужно переломить сознание россиян"

Ольга Валентиновна Гришина - директор Центра крови Федерального медико-биологического агентства.

Прекращение пропаганды донорства нанесло серьезный ущерб российской Службе крови. Во многих регионах количество кровосдач сократилось в два раза. Однако, как рассказала «НГ» директор Центра крови Ольга Гришина, в ближайшее время донорам постараются вернуть былой высокий статус и существенно пополнить их ряды.

- Ольга Валентиновна, существует ли сегодня дефицит донорской крови в России?

- Ситуация по России очень неоднородная. В небольших городах проблем с наличием крови и ее препаратов, как правило, не возникает. А вот в крупных городах, мегаполисах, где сосредоточены крупные лечебные учреждения, медики испытывают дефицит донорской крови, и иногда обстановка складывается достаточно напряженная. К тому же в России стремительно развиваются такие медицинские специальности, как гематология, кардиохирургия, онкология, трансплантология, строятся специальные центры высоких медтехнологий - и нужно предусмотреть обеспечение деятельности всех этих центров компонентами крови. Сегодня проблемы с донорской кровью действительно возникают регулярно. Но ситуация в РФ никогда не была катастрофичной, и мы бы не хотели, чтобы ее истерично нагнетали: вот, мол, российские врачи не могут вылечить больных, потому что у них недостаточно крови. И во времена СССР, кстати, избытка донорской крови никогда не было.

- В советское время действовала централизованная система управления Службой крови, которая в 90-е годы была разрушена. Возможно ли восстановление подобной структуры в России?

- Сегодня у нас в стране трехуровневая система власти, и соответственно здравоохранение у нас трехуровневое - часть учреждений Службы крови подведомственны субъектам Федерации, часть - муниципальным образованиям, часть - Федерации. Вот наш Центр крови является федеральной структурой. Но нужно сказать, что сейчас восстановление прежней советской централизованной системы организации работы учреждений Службы крови невозможно. Это противоречит законодательству. И централизация в том плане, чтобы все учреждения Службы крови подчинить федеральному Центру, - это невозможно. Вполне логично, что станция переливания крови, которая находится, например, в Иркутске и обеспечивает больных Иркутской области, финансируется департаментом здравоохранения Иркутской области. Другое дело - централизовать станции переливания крови можно идеологически, организационно, методически.

Для этого в 2008 году у нас есть способ в виде запуска специальной программы, которая готовится в недрах Минздравсоцразвития. Программа рассчитана на несколько лет, она посвящена в том числе и популяризации донорства и призвана закрыть проблему дефицита донорской крови.

- Как эта программа поможет развитию донорства в России?

- По большому счету главная цель программы - переломить сознание россиян, изменить отношение людей к донорству. У нас же многие считают, что доноры - это какие-то асоциальные личности, в районе вокзалов обитающие. Но это не так! Наши кадровые доноры - благородные, энергичные, здоровые и жизнерадостные люди. Программа достаточно обширная и имеет целый ряд направлений: выступления в СМИ, проведение пиар-акций, социальная реклама по телевидению. Донорство в России должно стать престижным, почетным делом - так, как во всех развитых странах мира. Мы хотим показать, что доноры - нормальные, замечательные люди, которых должно быть все больше и больше в стране. Причем Россия нуждается не просто в добровольцах, мы нуждаемся в здоровых донорах, движимых состраданием, если хотите, патриотизмом. Которые сдают кровь не из-за стремления извлечь какую-то выгоду для себя, а потому, что желают помочь ближним. Изменим отношение россиян к донорству, и тогда в России будет, как в США, - 60 доноров на тысячу населения, а не 12 на тысячу жителей, как сейчас.

Источник: http://www.ng.ru/ngregions/2008-04-21/19_grishina.html

2008-04-21 / Александр Дерябин