В России инициирована программа выявления и поддержки "чистых информационных продуктов"


19 октября 2008 года

Стремительный рост потребительского спроса на информацию привел к возникновению опасности злоупотребления недобросовестными производителями доверием и неопытностью потребителей с целью сбыта низкокачественной и безнравственной информационной продукции.

Сложившаяся ситуация привела к необходимости контроля этических качеств распространяемой информации, воспитания общественного вкуса, морали и нравственных аспектов потребительской культуры.
Возложение функций по контролю над распространением информации с точки зрения ее качества и этичности на государство, означало бы возникновение риска введения цензуры в том или ином ее виде, поэтому более предпочтительной представляется проявление общественной инициативы, чьи оценки будут носить характер рекомендаций для потребителей, а не приказов для производителей информации.

С инициативой по защите общественной нравственности и оценке этичности распространяемой информации выступил Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного федерального округа, взявший на себя формирование независимой общественной комиссии по оценке этических и нравственных качеств информационной продукции - аудио-, видео-, кино- и сувенирной продукции, книг, товарной упаковки, интернет-ресурсов; социально-значимой информации - образовательных программ, СМИ, коммерческой и социальной рекламы; торговых марок и т.п.

чистый информационный продукт

По результатам работы общественной комиссии, Общественный совет по социальной рекламе СЗФО и МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» приняли решение о начале реализации всероссийской программы по присвоению информационной продукции знака качества «Чистый информационный продукт» - Программы «Чистая информация».

Целью Программы является содействие населению в получении нравственной информационной продукции. Особое внимание Программа уделяет работе по воспитанию позитивных качеств мышления подрастающего поколения посредством независимого общественного контроля информационной среды, предлагаемой молодым людям.

В задачи Программы входят формирование в обществе востребованности этичной информации, воспитание нравственной потребительской культуры, содействие родителям в вопросах культурного воспитания молодых людей, создание информационного пространства «Чистый Интернет».

В настоящее время Программа состоит из двух частей: проведение ежегодного национального конкурса «Независимая общественная оценка этичности информации «Чистая информация» и работы Комиссии по проведению текущей экспертизы этичности и нравственных аспектов информации, с целью присвоения информационным продуктам общественного знака качества.
Встретив знак «Чистый информационный продукт» в Интернете или на упаковке товара, потребитель может быть уверен, что этот информационный продукт - книга, аудио- или видеодиск, спектакль или интернет-сайт не принесёт в его дом ни агрессии, ни кровавых сцен, ни порнографии.

«Подобная инициатива не является оригинальным российским изобретением, - отметил Председатель Правления МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Алексей Демидов, - Аналогичная система маркировки существует в Интернете благодаря Ассоциации оценки содержимого в Интернете (ICRA); большинство развитых стран имеет четкие критерии деления фильмов и компьютерных игр на возрастные категории, а также помечает носители информации с фильмами и играми, содержащими сцены насилия, эротические сцены, экспрессивную лексику и т.п. специальными значками, позволяющими потребителям сделать информированный и осознанный выбор».
Одним из приоритетов Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» является развитие более глубокого понимания этических, правовых и социальных последствий ИКТ, поэтому МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» с готовностью поддержала инициативу Общественного совета по социальной рекламе СЗФО и призывает все заинтересованные стороны присоединиться к Программе «Чистая информация».

www.OSSR.spb.ru