Елена Зелинская: Социальная реклама заслуживает принятия специального закона


15 октября 2008 года

<Социальная реклама заслуживает принятия специального закона. На сегодняшний день, было бы неправильно ограничиться частными поправками к существующим правовым документам>, - заявила член Общественной палаты Елена Зелинская 10 октября в Госдуме на рабочем совещании по вопросам законодательного обеспечения в области социальной рекламы.

К заседанию рабочая группа Общественной палаты по экспертизе проекта федерального закона <О внесении изменений в ст.14 ФЗ <О рекламе> подготовила сводную таблицу рекомендаций экспертов, проанализировавших действующее законодательство и предлагаемые Госдумой поправки.

<Этот документ содержит мнение многих участников рынка, - отметила Елена Зелинская. - Помимо представителей бизнеса и общественных организаций в нем обозначили свою позицию МЧС, МВД, ГАИ, Минобрнауки и Минздрав>.

Среди основных <уязвимых положений> законодательства авторы документа указывают откровенно слабые стимулы к производству и размещению социальной рекламы; несовершенство налогового кодекса, а также отсутствие единого органа или ведомства, контролирующего всю сферу.

<Знаете, почему руководство телеканалов морщится, когда им приносят социальную рекламу?- спросил у участников заседания руководитель юридической службы Первого канала Дмитрий Орлов. Совсем не потому, что телевизионщики недооценивают её или выступают против социальной рекламы. Просто современные социальные ролики своим низким качеством совершенно не вписываются в редакционную политику ведущих телекомпаний и, в конечном счете, вместо общественной пользы наносят ущерб тому телеканалу, который согласился на их размещение>.

<Существующий закон не устанавливает ответственности, в итоге, совершенно непонятно: куда идти и в какие двери стучаться? Ни одно министерство не курирует развитие социальной рекламы>,- подытожил он.

Участники заседания сошлись на том, что создание единого органа <по социальной рекламе>, подконтрольного Правительству просто необходимо.

<Для нас самое важное, чтобы социальная реклама доходила до целевой аудитории,- признался заместитель начальника отдела межведомственного взаимодействия и пропаганды безопасности дорожного движения департамента ОБДД МВД России Максим Белугин. - Поэтому вполне естественно, что наше ведомство выступает за четкую регламентацию сферы и создание специального уполномоченного органа>.

Довольно существенным моментом, который общественники выявили в процессе обсуждений, также являются терминологические расхождения. Так, одни из участников совещания настаивали на употреблении термина <социальная информация>, а другие <социальная реклама>.

<Если мы говорим о социальной информации, то это вообще другой формат взаимоотношений и нам точно понадобится принятие специального закона>, - заметил по этому поводу руководитель правовой дирекции ГТК Телеканал "Россия" Андрей Стариков.

"Мы все здесь немного заворожены телевидением, а ведь помимо него у нас ещё есть радио, наружная реклама, печатные СМИ. Рассматривать вопрос о социальной рекламе настолько узко просто неправильно", - уверена руководитель рабочей группы Общественной палаты по экспертизе законопроекта Елена Зелинская.

<Ничего второстепенного или неважного в теме социальной рекламы не может быть, - согласилась с Зелинской первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева. - Когда мы получили такое количество поправок и замечаний со стороны экспертов, мы поняли, что в данный момент началась работа по комплексному решению проблемы>.

Представители Федерального собрания, со своей стороны высказали некоторые опасения, связанные с возможным принятием отдельного закона по соцрекламе. По словам депутата Госдумы Владимира Мединского, одного из авторов августовского законопроекта поправок в действующий закон <О рекламе>, подобная инициатива <может "подвесить" решение вопроса ещё года на два>.

Рабочая группа Общественной палаты предложила свою помощь в подготовке законопроекта.

Пресс-служба Общественной палаты