10 октября 2008 года в здании Государственной Думы состоялось обсуждение поправок к закону «О рекламе»


13 октября 2008 года

В соответствие с материалами встречи был представлен список предложений, одобренных на прошедших заседаниях рабочей группы

1. Социальная реклама должна распространяться телеканалами только на безвозмездной основе

2. Продолжительность социальной рекламы при наличии в распоряжении телеканала соотвествующей социальной рекламы должна составлять не менее чем тридцать секунд в час

3. Прерывание рекламой телепередач должно осуществляться не чаще трех раз в час.

4. Необходимо запретить возможность упоминания в социальной рекламе информации о спонсорах.

5. Необходим специализированный орган по контролю качества и процесса размещения социальной рекламы

В качестве предложений для обсуждения были предложены еще пять пунктов:

1. Вынесение норм, связанных с социальной рекламой, в отдельный федеральный закон, устанавливающий права и обязанности сторон.

2. Внесение изменений в налоговое законодательство, исключающих налогообложение деятельности заказчиков и исполнителей по безвозмездному распространению социальной рекламы.

3. Предусмотреть отвественность за необоснованный отказ от размещения социальной рекламы.

4. Анонсы собсвенного продукта телеканалов должны предваряться заставкой «далее - реклама».

5. Социальная реклама должна идти в начале рекламного блока.

 

Комментарии 1soc.ru

1. Социальная реклама должна распространяться телеканалами только на безвозмездной основе.

Для использования нормы безвозмездности исходно необходимо ввести норму возмездность. Тогда понятно о чем будет идти речь в законе. Так как это вопрос в первую очередь отчетности и налогообложения деятельности всех субьектов - от производителей рекламы до медиаканала. Кроме того, учитывая, что в настоящее время довольно большой пул социальной рекламы размещается на коммерческих условиях - необходимо определиться - что делать в ситуации, когда заказчик готов и хочет оплатить размещение рекламы, имеющей статус «социальная реклама». Также не определено, на какой основе должна распространяться социальная реклама другими медианосителями.

2. Продолжительность социальной рекламы при наличии в распоряжении телеканала соответствующей социальной рекламы должна составлять не менее чем тридцать секунд в час.

Необходимо получить обоснование именно этой величины - в связке с уже существующими нормами размещения коммерческой рекламы и количеством допустимых рекламных блоков в час.

3. Прерывание рекламой телепередач должно осуществляться не чаще трех раз в час.

Необходимо уточнить - речь идеть только и именно о прерывании телепрограмм или о рекламных блоках в час в принципе. Без уточнения будет логично делать программы например по 20-15 минут, и тогда рекламный блок не будет прерывать передачу. В этом случае можно будет сохранить  количество рекламных блоков в пределах 7-8 в час.

4. Необходимо запретить возможность упоминания в социальной рекламе информации о спонсорах.

Необходимо как минимум обоснование этого запрета. Согласно закону О рекламе в настоящее время впервые разрешили упоминать спонсоров. Это привело к усилению и увеличению числа социальной рекламы, особенно в наружной рекламе. Прецедентов, говорящих о негативном действии разрешения использовать упоминания за два года не было. Предложение может быть вызвано только прогнозом, что ЕСЛИ будет принята поправка об обязательном и бесплатном размещении на ТВ социальной рекламы, то часть рекламодателей будет создавать тизерную (как на коммерческой основе при запуске Растишки с йодом и кальцием сначала шел блок исключительно социального характера) либо зонтичную рекламу (хоть водочных брендов) или рекламу типа «Газпром-детям».

Но, эти возможности можно описать и предусмотреть, как в коммерческой рекламе, а не ликвидировать российскую социальную рекламу, созданную и распространяемую при спонсорском финансировании.

5. Необходим специализированный орган по контролю качества и процесса размещения социальной рекламы

О необходимости специализированного органа практически уже споров нет, но учитывая, что благодаря огромному медиаресурсу, который будет получен в случае принятия поправок, в первую очередь при разработке регламента его деятельности нужно руководствоваться антикоррупционными программами и нормами антимонопольного законодательтства. Вероятно также, что будет логичнее передать эти функции в уже существующий орган - Общественную Палату России, и Общественные Палаты Субьектов Федерации.

По новым темам для обсуждения 1soc.ru отмечает:

1. Вынесение норм, связанных с социальной рекламой, в отдельный федеральный закон, устанавливающий права и обязанности сторон.

Да, это будет трудно, потребует серьезной работы и изменения целого ряда федеральных законов, но необходимо.

2. Внесение изменений в налоговое законодательство, исключающих налогообложение деятельности заказчиков и исполнителей по безвозмездному распространению социальной рекламы.

Очевидно, что речь должна идти о более детальном регламенте деятельности, освобождаемой от налогообложения, с учетов всех этапов работ по производству и размещению социальной рекламы - в первую очередь общественных организаций, а также профессиональных специализированных коммерческих структур.

3. Предусмотреть ответственность за необоснованный отказ от размещения социальной рекламы.

Для реализации этой задачи необходимо исходно определить что означает обоснованный отказ - очевидно, что для этого сторона, предоставляющяя материалы социальной рекламы, должна предоставлять не только сам материал, но и данные исследований, а медиараспространитель в свою очередь, может доверять этим данным, либо проводить сове или независимое исследование соответствия качества содержания и формата материала.

4. Анонсы собственного продукта телеканалов должны предваряться заставкой «далее - реклама».

Чтобы в случае принятия этой поправки телеканал автоматически не попал под статью «введение в заблуждение потребителя» необходимо сначала определить, что анонсы (с описанием, что подразумевается под анонсом - входит ли в это понятие сообщение, например, ведущего программы «Время», что следом пойдет «ледовая» развлекательная передача и т.д.) собственных продуктов телеканалов являются рекламой.

5. Социальная реклама должна идти в начале рекламного блока.

Эта норма, гарантированно вызовет серьезные споры, но при этом малоэффективна. Борьба развернется между общественными организациями и ведомствами за право первого места, и, если не прописывать отдельную процедуру, то это еще одна тема, потенциально работающая на коррупционные риски с одной стороны и ухудшающая отношение теперь уже к социальной рекламе с другой стороны, как той, которая прерывает передачи и требует переключить на время канал.