На открытии фестиваля «Киношок» одной из ключевых стала тема социальной ответственности актера и режиссера за то, что они несут людям. Поэтому мы решили продолжить изучение этого вопроса и посмотреть, а что социального несет реклама в принимающем нас городе. Возможно, в данном дружеском обзоре не все попало в поле внимания, но определенные выводы и обобщения мы сделали.
Так, в городе Анапа, и возможно во всем Краснодарском крае, четко сформулированы основные направления информационной работы администрации в области социальной рекламы. Кратко их можно назвать: Безопасность, Чистота, Курорт.
Безопасности посвящены и наружная реклама и специальные кресты на въездах в город, и довольно массовая агитация в случае терактов и других опасных ситуаций.
Безопасности посвящены и установленные на трассе муляжи автомобилей ГИБДД.
От имени ГИБДД же водителей постоянно благодарят за чистоту.
Во время «Киношока» в городе прошел шокирующий новостной повод - водителя оштрафовали на 15000 рублей и, плюс, обязали возместить ущерб за следы от резины на пешеходном переходе, появившиеся при резком то ли торможении, то ли старте. При этом случай обсуждался во всех СМИ города с особой активностью.
Формированию образа Анапы как курорту отдано большинство мест в наружной рекламе, посвященных социальной тематике - как на биллбордах, так и на кронштейнах на опорах освещения и т.д.
Наиболее примечательным является биллборд со словами «Спасибо маме и папе, что я в Анапе».
Так и хочется уточнить, добавить: «родился в Анапе», «учился в Анапе», «женился в Анапе», «лечился в Анапе» и т.д. Думаем потенциал этих стихотворных строк раскрыт не до конца.
А на этой фотографии видно как "удачно" соседсвует реклама семьи и алкоголя.
Информационная поддержка краевых программ - еще одна линия социальной рекламы. Самой яркой нам показалась социальная реклама запрета на присутствие детей на улице после 22.00.
Также активно освещаются действия по профилактике правонарушений, связанных с продажей табака и алкоголя несовершеннолетним. Кроме практически ежедневных сообщений о рейдах, штрафах и проверках, проводятся и «неформальные» акции типа Фотодозора, вручения «Листков общественного презрения», которые владельцы торговых точек обязаны размещать в "Уголках потребителя" и обращения к гражданам активно следить и сообщать, влиять и контролировать торговые точки.
Приятно удивило наличие в центре города огромного числа пандусов и других элементов создания безбарьерной среды, а также специальная разметка для инвалидных колясок и указатели на стоянках. Хотя во многом, пандусы соседствуют со ступеньками до или после него, то есть качество среды пока еще требует улучшения, но сам факт целенаправленной и тотальной работы радует.
И в центре и на окраинах города по прежнему висит агитация, связанная с выборами в Госдуму. Думаем, это показатель не стопроцентного учета носителей рекламы, так как некоторые щиты, с обещанием победить выглядят уже странно, - можно подумать, что это намек, что пока еще не победили.
Еще один плюс - формирование средовых решений, таких как цветочные часы и ножество малых архитектурных форм.
Хотя в то же время, информационные конструкции на въезде в город практически не несут никакой значимой нагрузки и информации.
Также необходимо упомянуть о наличии информационной поддержки краевых социальных программ в социальной рекламе:
Социальная реклама в печатных СМИ, как и в целом в стране, не заметна. Единственный, неожиданно обнаруженный макет встретился в журнале о продаже автомобилей из Японии:
К общим выводам важно добавить, что в городе вообще не встретилась социальная реклама, инициированная или освещающая деятельность общественных организаций, НКО. Вся социальная реклама в городе - исключительно государственная. Либо в Анапе не развит общественный сектор, либо НКО Анапы не инициируют социальные информационные кампании, либо ресурсы для социальной рекламы уже полностью закрыта государственными инициативами.