НКО, юристы и Общественная палата — о готовящейся налоговой реформе


21 мая 2020 года

Фото: iMattSmart / Unsplash.com

В Государственную думу РФ внесли законопроект, который освободит от некоторых налогов и страховых взносов поставщиков социальных услуг, исполнителей общественно полезных услуг и НКО, которые с 2017 года получают президентские гранты, субсидии и другие гранты по государственным программам всех уровней. Кроме того, закон освободит от налога на прибыль благотворительные пожертвования бизнеса.

«Будем работать без льгот во благо подопечных»

Оказалось, что многие НКО обещанную государством поддержку не получат. Директор фонда «Жизнь как чудо» Анастасия Черепанова рассказала АСИ, что их фонд существует благодаря поддержке сотен людей и никогда не получал президентские гранты. Другим критериям фонд тоже не соответствует. Когда началась пандемия, «Жизнь как чудо» не остался в стороне и начал собирать деньги на закупку средств индивидуальной защиты для врачей.

«Мы стараемся экономить на всем, на чем возможно. На зарплаты привлекаем отдельных дарителей, проводим специальные мероприятия, чтобы покрывать административную деятельность. Но льготы для НКО, [которые прописаны в законопроекте], нас не касаются. В нашей жизни вообще ничего не поменяется: мы будем так же работать без льгот во благо наших подопечных», — сказала Черепанова.

В Благотворительном фонде Константина Хабенского АСИ сообщили, что тоже не попадают в перечень тех, кого поддержат. Само появление такого закона фонд приветствует, вот только лишь бы разрешили бизнесу выводить из-под налога на прибыль денежные пожертвования. Пока в законопроекте написано, что от налоговой базы освобождаются расходы на имущество, передаваемое бизнесом СО НКО. Но что законодатель понимает под имуществом в данном случае — пока вопрос.

«Безусловно, меры поддержки от государства — позитивный шаг в развитии некоммерческого сектора в России в период пандемии. Самой важной для сектора является возможность для юридических лиц, жертвующих на благотворительность, получить налоговый вычет — именно она может стать необходимым толчком для привлечения новых ресурсов в благотворительные фонды, — сообщили в фонде. — Мы считаем, что текст законопроекта должен содержать определение понятия «имущества» и обязательно обозначать «денежные средства» как один из компонентов имущества», — сказали в фонде Константина Хабенского.

«Помощь нужна была в апреле»

Некоммерческие организации, которые смогут получить налоговую поддержку, воспринимают законопроект настороженно.

«Мер поддержки мы ждем уже с апреля. Когда дождемся и в каком виде – непонятно. Мне сейчас очень сложно комментировать, потому что я действительно не понимаю, когда и как нам помогут. Вся помощь нужна была даже не вчера, а месяц назад», — говорит руководитель оренбургского фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова.

Фонд становился победителем конкурса президентских грантов и, вероятно, получит освобождение от налогов и страховых взносов. Но Межова рассказала, что сотрудники фонда уже не выдерживают нагрузку, которая во время пандемии многократно возросла. Сейчас нужны прямые выплаты — деньги на поддержку сотрудников и привлечение к помощи новых людей.

«К нам идут за помощью опекуны с их непростыми ситуациями и повышенной тревожностью, дети – жертвы насилия и пережившие тяжелые психологические травмы. Все они испытывают огромную тревогу в связи с происходящим, и всем им нужна психологическая помощь и поддержка. Когда тебе среди ночи звонят бабушки и говорят, что их внуки, потерявшие родителей, не могут заснуть и плачут, потому что боятся, что бабушка тоже умрет, – это очень тяжело. А днем звонят те, кто потерял работу, и им нечем детей кормить. Мне очень хочется пригласить людей, которые так долго тянут с принятием решений о помощи к нам в фонд поработать неделю, посмотреть на то, как живут люди в провинции», — рассказала Межова.

И да, и нет

Директор благотворительного фонда «Детские сердца» и основатель благотворительного магазина «Лавка радостей» Екатерина Бермант рассказала АСИ, что магазин может попасть в список получателей льгот. «Мы оказываем социальную поддержку и получали президентские гранты. Интересно посмотреть, как это [налоговая поддержка] будет выглядеть на деле», — сообщила Бермант.

Фонд «Детские сердца», напротив, не участвует в грантовых конкурсах. «Мы оплачиваем операции, то есть делаем то, что должно делать государство. Нас должны были бы поддерживать, если бы у нас были инфраструктурные проекты на первом месте, но мы в основном оказываем адресную помощь», — сказала директор фонда.

По мнению Бермант, правильнее с точки зрения государства было бы судить об организации не по «минюстовским отчетам», а по результатам конкурсов годовых отчетов, например, «Точки отсчета».

Стать ИОПУ, чтобы помочь дарителям

Законопроект также освобождает от налога на прибыль (в размере не более 1% выручки) благотворительные пожертвования бизнеса, но и здесь есть ограничение: получить льготы смогут только те юридические лица, которые жертвуют НКО, попавшим в список получателей налоговых льгот, или медицинским некоммерческим организациям.

Директор Фонда «Подари жизнь» Екатерина Шергова говорила о необходимости льгот для бизнеса еще в 2019 году, когда в Минэкономразвития представили проект Концепции содействия развитию благотворительности до 2025 года. На встрече НКО с Дмитрием Медведевым Шергова снова подняла этот вопрос.

«Нас услышали. Но те компании, которые жертвуют в наш фонд и такие крупные фонды как, например, фонд Хабенского, «Живой», «Настенька», «Детские сердца», под новый закон не попадают и налоговые послабления не получат. «Подари жизнь» под льготы для НКО тоже пока не попадает. Мы не подошли под критерии, описанные в законе: не получаем государственные гранты, не входим в реестр исполнителей общественно полезных услуг и в реестр поставщиков социальных услуг», — пояснила Шергова.

Директор фонда отмечает, что, если для того чтобы благотворители могли получать налоговые послабления, нужно будет вступить в реестр ИОПУ, фонд будет делать все для этого необходимое. «У нас никогда не было очевидной необходимости входить в реестр ИОПУ, но многие наши программы попадают под определение этого статуса», — добавляет Шергова.

В законопроект необходимы поправки

Фонд «Подари жизнь» совместно с Ассоциацией «Все вместе» направил замечания к законопроекту в адрес председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елены Тополевой.

В замечаниях сказано, что необходимо расширить перечень СО НКО, которые могут получить налоговые льготы. Можно оценивать надежность и добропорядочность организации, но не стоит ограничивать возможности НКО только на основании реестров и получения грантов, полагают авторы замечаний.

«Мы предлагаем, чтобы в реестр также включили социально ориентированные НКО, для которых установлен пониженный тариф страховых взносов (20%) и у которых есть государственная регистрация не менее 3 лет, есть отчеты о ежегодном проведении аудита за последние 3 года (если для организации установлено такое требование), есть в открытом доступе учредительные документы, аудиторские заключения, отчеты по форме ОН0001 и ОН0002 за три последних года, опубликованные на сайте контролирующего органа и на сайте НКО, открытая информация о структуре управления и сотрудниках», — говорит Шергова.

Что думают в Общественной палате

Общественная палата, в свою очередь, направила письмо на имя председателя Государственной думы РФ Вячеслава Володина, в котором попросила учесть при доработке проекта несколько моментов.

В Общественной палате предложили расширить перечень НКО, которым полагается поддержка, и добавить формулировку «иные организации, определяемые решениями Правительства РФ». По мнению экспертов ОП РФ, предлагаемая сейчас формулировка «сужает совокупность категорий СО НКО, которые пострадали от ухудшения ситуации» во время пандемии. В перечне президентских поручений No Пр-791, отмечают в ОП РФ, указывалось, что претендовать на новые налоговые льготы и преференции смогут около 20 тыс. НКО, что «значительно ниже числа активно работающих и нуждающихся в поддержке организаций».

В ОП РФ также обратили внимание: законопроект освобождает компании от налога на прибыль за имущество, которое они передают НКО, но не освобождает НКО от налога за получение этого имущества. В законопроекте отсутствует норма, которая позволяет НКО относить стоимость безвозмездно полученного имущества к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

«У СО НКО возникнет обязанность учета стоимости полученного от коммерческих организаций имущества при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций», — пишут в ОП РФ.

В экспертном заключении организации «Юристы за гражданское общество» также указано, что в законопроект нужно внести дополнение, которое позволит СО НКО, получившим безвозмездно имущество, не учитывать его стоимость при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Полный текст заключения можно скачать здесь.

В ОП РФ также отметили, что в законопроекте не предусмотрены поправки, устанавливающие особенности учета сумм НДС, уплаченных при передаче имущества на благотворительность, и попросили о внесении соответствующих поправок.

Источник: https://www.asi.org.ru/news/2020/05/21/nalogovye-lgoty-prezident-eksperty/