Константин Кожевников: «Не нужно обладать актерским мастерством, нужно уметь рассказывать»


24 января 2020 года

Фото: Марина Некрасова / АСИ

О главных правилах сторителлинга для НКО рассказал в медиаклубе «АСИ – Благосфера» Константин Кожевников, руководитель Театра сторителлинга. Получился мастер-класс о том, как найти героя, идею и вовлечь в историю слушателя.

Что такое сторителлинг? «Сторителлинг – это когда я рассказываю историю, чтобы передать свой личный опыт через путь героя», – говорит Константин Кожевников. История, по словам ведущего, состоит из опорных моментов и должна отражать рефлексию.

Как определить, какие именно моменты должны быть отражены в истории? Путем рефлексии, считает Кожевников. Чтобы показать, как это работает, он предложил аудитории упражнение. Добровольцы называли определенные ценности. При этом все, разделяющие эту позицию, должны были встать и поменяться местами. Человек, который не успел занять место, должен был назвать следующую ценность. Если участник называл что-то важное для всех, его шанс занять место был выше. Индивидуальные ценности не давали говорящему возможности занять свободный стул. Главная задача этого упражнения — показать: чтобы найти отклик в обществе, необходимо учитывать в своей истории общепринятые ценности.

Фото: Марина Некрасова/АСИ

Герой – главный элемент

Герою нужно уделять больше всего внимания. «Человек ассоциирует себя с героем. Крутой герой помогает раскрывать и опыт, и сюжет, и доносить главную ценность», – подчеркивает Кожевников. При этом в центре истории необязательно должен быть человек: героем может быть природа, организация и так далее.

Как найти героя? Новое задание участникам встречи — создать «паспорт» несуществующего героя: подумать о том, что он любит и ненавидит, чего хочет и чего боится, что демонстрирует и что скрывает. Эти опорные моменты помогут понять главные проблемы героя и найти конфликт.

Конфликт как часть героя

Любой герой страдает от выбора, объясняет Кожевников. Это необходимо отразить в истории, чтобы привлечь читателя и показать точки пересечения. Кожевников называет четыре основных случая конфликта.

  • «Я и другой», когда есть конфликт с конкретным объектом, самый простой вид конфликта.
  • «Я и другие», когда есть конфликт с группой и ее правилами.
  • «Я и я», когда конфликт выбора, морали.
  • «Я и судьба/мир/бог», когда герой не согласен с неизбежным.

«Обычно они смешаны у любого героя, и их много во всех героях», — отмечает Кожевников. Основная задача сторителлера – найти самый главный конфликт героя и выразить его.

Фото: Марина Некрасова / АСИ

Структура сторителлинга

Структура сторителлинга – это путь героя. В любой истории есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Герой входит в историю уже с каким-то мифом, иллюзиями и ценностями, которые рассказчику необходимо отразить. После завязки с героем начинают происходить трудности. Герой не меняется, пока не встретит главное испытание. Главная задача рассказчика – передать путь героя, показав, к чему он пришел.

Фото: Марина Некрасова/АСИ

Встреча проводилась 22 января в медиаклубе «АСИ — Благосфера» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Медиацентр — совместный проект центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов — медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.
 

Источник: https://www.asi.org.ru/news/2020/01/22/konstantinkozh/