Зачем НКО использовать большие данные


19 декабря 2019 года

Фото: Markus Spiske / Unsplash

Модерировал дискуссию «Как заставить данные работать. Исследования и маркетинговые инструменты в некоммерческом секторе» Алексей Фирсов, руководитель Центра социального проектирования «Платформа».

Юлия Скокова, директор Центра оценки общественных инициатив ИППИ, НИУ ВШЭ, рассказала об опыте взаимодействия социологов с НКО.

«К нам часто приходят организации, которые хотят оценить эффективность [своей работы] и у них уже есть методики. Но чаще, когда организации пытаются что-то воплотить, сталкиваются с тем, что они не владеют базовыми знаниями, как собирать и анализировать данные», – сказала Скокова.

Однако, по ее мнению, не менее важно проводить анализ целевой аудитории НКО и социальной проблемы: это позволит опираться на какие-то данные при разработках программ, в то время как оценка эффективности проводится в конце проектов и программ. Скокова добавила, что источников таких данных много: например, платформа «Если быть точным», на которой собраны статистические данные по социальным проблемам России.

Руководитель внедрения баз данных Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Сергей Искаков рассказал, как фонд использует большие данные и результаты исследований.

«Мы копим огромный объем данных. И мы можем сказать с достаточно большой точностью, допустим, что эта рассылка у нас наберет 313 тыс. рублей и плюс-минус 5%, можем спрогнозировать результаты своей деятельности», – рассказал Искаков.

«Мы как фонд занимаемся привлечением средств, и данные помогают нам повышать эффективность этого привлечения», – пояснил он.

По его словам, в фонде используют тесты, рассылая разные письма с разной периодичностью, чтобы посмотреть, что именно дает лучший результат.

«Маленький пример: мы просили у людей разные суммы. И письма с одной из сумм набрали на 50% больший отклик, чем другие. Это стратегически значимый результат. К тому же, когда занимаешься большими данными, появляется очень много закономерностей, которые там есть. Например, если использовать одно слово в тексте, сборы по письму резко падают. Если слово заменить на синоним, этого не произойдет. Самое страшное слово в нашем сегменте, в паллиативной помощи – это смерть», – добавил Искаков.

Однако точных данных об этих закономерностях эксперт не дал. По его мнению, в его словах часто видят факты, а не методологию, а это неправильно, у каждой организации закономерности будут свои. Фонд «Вера» использует метрику и CRM-систему, чтобы работать с данными, а также делит свою аудиторию на сегменты, к которым потом приходит с различными запросами.

«Это все анализ больших данных. Но нельзя просто взять и начать собирать данные: это процесс, который нужно начать с написания плана», – заключил он.

Дискуссия прошла в технополисе «Москва» на Московском форуме некоммерческих организаций, который стартовал 17 декабря и продлится до вечера 18 декабря.

Источник: https://www.asi.org.ru/news/2019/12/18/zachem-nko-ispolzovat-bolshie-dannye/