Лена Аверьянова. Фото: Вадим Кантор / АСИ
НЭН запустился в 2016 году, проработал семь месяцев, а потом закрылся. Однако через четыре месяца, исправив допущенные ошибки, он заработал снова и пользуется большой популярностью у родительского сообщества: в Instagram у НЭН 109 тыс. подписчиков.
Об ошибках на своем примере
Не нужно нахрапом брать медиапространство. Мы начали очень интенсивно работать, выпускать много текстов в день, в том числе и в выходные. Никогда так не делайте, если вы, конечно, не работаете с оперативными новостями.
Не раздувайте штат. Сейчас мы работаем втроем (Лена пишет 90% контента, который выходит на сайте. Еще у проекта есть дизайнер и SMM-менеджер. — Прим. ред.). А когда запускались, было гораздо больше людей, и это тоже было неправильно. У нас не было и нет офиса, управлять большим количеством сотрудников сложно и совсем нецелесообразно.
Тем авторам, которые писали для проекта за гонорар, мы платили гигантские деньги и совершенно никак не контролировали бюджет. Размер гонорара рассчитывался исходя из количества знаков в тексте. Когда выходил большой аналитический текст, я, конечно, понимала, за что плачу. Но иногда это был, например, сборник монологов героев, которые я сама заказывала. Безусловно, эту работу нужно оплачивать, но по объему такие материалы были очень большими, получалось дорого.
Сейчас у меня есть жесткий бюджет на сторонних авторов, и я стараюсь за эти рамки не выходить. Тексты размером до 3 тыс. знаков так и оплачиваются по количеству знаков. Если же текст больше, я устанавливаю фиксированную цену.
Иногда в редакцию до сих пор присылают готовые тексты, которые мы не заказывали. Это неправильная система. Надо сначала поинтересоваться, нужен ли редакции ваш текст. Раньше мне было неловко отказывать, но теперь я научилась: это необходимо. Если будем тратить деньги на любой пришедший текст, то у нас их просто не останется.
Еще одной нашей ошибкой была сильная связь с читателем. Мы хотели быть не просто изданием, которое присутствует как сайт, а создать сообщество. Поэтому придумали концепцию, что мы сайт и социальные площадки, на которых родители могут общаться и обмениваться опытом, кроме того, мы постоянно вступали с ними в дискуссию. В итоге такая близость повредила изданию: так как на сайте выходили в основном мои тексты, то люди стали считать, что все, что пишется, это мое личное мнение. С этим мы до сих пор не справились, но я смогла сменить акцент в том смысле, что мы не какая-то далекая от народа гигантская корпорация, нас мало, и мы максимально честные и прозрачные. И я стала видеть, что читатели нам доверяют.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Как зарабатывать, если нет инвестора
Нужно монетизировать все, что можно монетизировать. Мы делаем не только рекламные тексты, которые выходят на сайте, но и монетизируем в том числе посты в Instagram. Для тех, кто не может позволить себе рекламный пост, у нас есть функция, которую мы назвали «спонсорский пост» или «спонсорский мем». Делается это так. Люди подают заявку: у меня такой-то бизнес, но денег на нормальную рекламу нет, можно я буду спонсором поста. И мы подписываем, что спонсор — тот-то и он занимается тем-то. Это дает определенную конверсию.
Кроме монетизации важный пункт — экономность. Нам удается не тратиться на офис, например, а это большая статья расходов.
Еще мы экономим на бесплатном контенте. Читатели часто хотят высказаться на какие-то проблемные темы, пишут письма в редакцию. Часто они написаны довольно хорошо, нуждаются в минимальной правке и могут быть совершенно полноценным текстом. Мы берем согласие на публикацию этого текста. Недавно начали оформлять этот момент юридически.
Когда проект социальный, но при этом коммерческий, это накладывает определенные ограничения, когда ты общаешься с читателем и рекламодателем. Например, мы распространяем информацию о неэффективности противовирусных средств. Это означает, что ты не можешь дать своим читателям рекламу противовирусных средств. Как известно, в фармацевтической сфере вращаются очень большие деньги, а мы у себя их отнимаем. Но я считаю, что репутация издания стоит дороже, чем контракт с компанией, которая продает средство с недоказанной эффективностью.
Фото: Вадим Кантор / АСИ
Как еще заработать? Как редакция вы можете работать и на другой проект. К вам могут обратиться, например, бьюти-бренды, которым понравился ваш стиль подачи материла. Они, как правило, заказывают целые проекты или отдельные тексты. На такую работу можно нанять сторонних авторов, и это будет дешевле. Потому что если вы работаете на какой-то бренд, вам не нужно потом заниматься раскруткой его материалов, собирать KPI, отчитываться за то, как зашел этот материал.
Разумеется, можно просить читателей перечислять деньги на работу вашей редакции. Однако есть этический момент. Нам, например, тяжело просить деньги у людей с детьми. Но часто бывает так, что мы объясняем, куда идут эти деньги. Скажем, на оплату какого-то трудного экспертного контента, который мы не можем силами редакции сделать.
Очень многие западные медиа делают подборки товара с партнерами и получают процент от продажи этих товаров. Например, это может быть мерч. Мы тоже хотим взяться за это, чтобы у читателей была возможность идентифицировать друг друга в толпе. Естественно, напечатать одну футболку с логотипом — это дорого, но когда ты их печатаешь тысячу, не миллион, какие-то деньги заработать можно.
Лена Аверьянова выступила на конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики?», которая проходила 24 октября в центре «Благосфера». Конференция проводится ежегодно с 2017 года Агентством социальной информации и центром «Благосфера». В 2019 году конференцию поддержали Фонд президентских грантов (проект АСИ «Меняющие мир»), Благотворительный фонд В. Потанина (проект АСИ «НКО-профи»), Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, «Нестле Россия», Объединенная металлургическая компания.
Источник: https://www.asi.org.ru/news/2019/10/25/sotsialnoe-media/