Как НКО делать интересные подкасты


22 мая 2019 года

Сюзанна Соммер работала радиожурналистом с начала 1990-х. Последние несколько лет она занимается производством подкастов, является членом консультативного совета датской организации «Центр подкастинга», с 2016 года входит в жюри Prix Radio — датские радиопризы. В копилке ее наград лучшая европейская музыкальная радиопрограмма Prix Europa 2018, номинация на Prix Italia 2016 и Prix Europe 2009, престижный датский радиоприз Krygerprisen в 2007 году.

Подкасты в борьбе за внимание

Современный человек узнает новое, не теряя ни одной свободной минуты. Гуляя в парке, занимаясь в спортзале или по пути на работу люди учат языки, слушают аудиокниги и подкасты. Это значит, что у вас ежедневно есть примерно два часа в жизни каждого человека, когда вы можете претендовать на его внимание. И этим обязательно нужно пользоваться.

Большинство НКО мечтают привлечь к своей деятельности молодых образованных людей, полных сил и энергии, готовых менять мир. И подкасты — хороший способ, чтобы рассказать молодежи о социальных проблемах и благотворительной работе.

По статистике, каждый четвертый американец слушает подкасты. До конца дослушивают выпуск аж 96% людей. В Дании цифры примерно такие же, и это потрясающе. Слушателей младше 34 лет — 44%. У трети из них степень магистра, и еще у трети — бакалавра. 64% слушателей покупают то, что им было прорекламировано во время слушания подкастов. Речь идет не только о приобретении товаров, но и о совершении действий. Например, это может быть пожертвование, оказание помощи. Как раз то, что нужно некоммерческим организациям.

Подкаст — дело нехитрое

Вы заблуждаетесь, если думаете, что подкаст – это некий специальный жанр, где очень важен монтаж, обязательно должна быть невероятная детективная история, основанная на реальных событиях, и что репортер непременно должен бегать с диктофоном по полям, чтобы записать много реальных звуков, иначе без этих спецэффектов вас никто не будет слушать.

Делать подкасты могут обычные люди, без специального образования или опыта работы в медиа. И в этом заключается революция, которую они произвели. По сравнению с производством видео делать подкасты довольно дешево и гораздо быстрее.

К примеру, чтобы снять нормальный документальный сюжет, нужно до трех месяцев. А подкаст вы можете записать сегодня и запустить уже завтра. Вы просто записываете аудиофайл, загружаете его на iTunes и расшариваете в социальных сетях. Такой вот современный и демократичный метод рассказывания историй в аудиоформате.

Мне нравится, что в подкасте можно рассказать, о чем хочешь, и никто не будет тебя ограничивать. Не нужно оправдывать ожидания традиционных медиа, уговаривать журналиста рассказать историю с какого-то определенного угла, не требуется новостной повод, чтобы заинтересовать новостное агентство.

Цель решает все

Прежде чем записывать подкаст, определитесь, чего вы хотите. Подкасты могут задавать повестку для обсуждения, влиять на людей, которые принимают какие-либо решения, провоцировать дискуссию, создавать или укреплять какие-то сообщества и могут просто информировать.

Если вы хотите о чем-то информировать своих слушателей, обязательно говорите простым языком, объясняйте буквально на пальцах, по-человечески, без специальных терминов.

Если ваша цель – заставить аудиторию поверить в свои силы, почувствовать себя важной и могущественной НКО, нужно использовать сторителлинг. Расскажите красиво о ваших подопечных или спонсорах, с которых ваши слушатели захотят взять пример. Очень важно использовать нарративные элементы, звуки из вашей реальной жизни, чтобы максимально приблизить людей к тому, что у вас происходит. Дайте своим слушателям возможность вовлекаться.

Звуки в подкасте — главное

Меньше описывайте словами, больше пытайтесь рассказать через звуки. Очень важно придумать, какие звуки будут иллюстрировать вашу историю. Хороший подкаст должен будить воображение слушателей. Например, если слышно, как человек откусывает сочное хрустящее яблоко, у большинства это вызовет ассоциацию с запахом антоновки, и захочется это яблоко съесть. Получается, в реальности у человека яблока нет, но в его воображении появилась история.

Разберем американский подкаст о том, как в быту появились кубики льда. Можно преподнести эту информацию скучно: кубики льда появились, потому что в жарких странах люди хотели пить холодную воду, и Америка экспортировала лед в Индию. Но создатели подкаста нашли интересный способ. Вы слышите не просто текст, фоном звучит индийская музыка, она сменяется звуком кубиков льда в стакане, затем ржанием лошадей, на которых перевозили колотый лед. История звучит очень живописно, вы моментально будто переноситесь в Индию.

Сам процесс слушания подкастов, в которых есть дополнительные звуки, превращается в сотворчество, поскольку мозг человека принимает активное участие. Истории, которые люди слышат и одновременно с этим дорисовывают в голове, запоминаются в разы лучше, чем монотонная информация. И еще помните, что серия подкастов лучше, чем один. Потому что когда людей увлекает контент, они склонны слушать его запоем.

Актуальность подкаста

Человек по-настоящему заинтересован только тогда, когда понимает, какое отношение к его жизни имеет эта информация. Важно, чтобы ваши слушатели понимали, зачем им тратить свое время именно на ваш контент. Поэтому постарайтесь сделать его максимально актуальным для аудитории.

Помните, что у хороших подкастов собирается армия поклонников, они создают вокруг себя активное маленькое сообщество. И это не просто так. Подкасты создают ощущение интимного близкого разговора по душам, который людям зачастую хочется продолжить лично. Это важный аспект, которым НКО тоже могут пользоваться.

Однако всегда будут люди, которых ваш подкаст страшно взбесит по какой-либо причине. Это не важно. Опасайтесь только равнодушия к вашей работе. В остальном же будьте верны своим убеждениям и вкусам. Быть собой — это самое важное.

Встреча проходила на фестивале «Вместе медиа» при поддержке центра «Благосфера».

Источник: https://www.asi.org.ru/news/2019/05/21/kaknkodelati/