Егор Рафиков, автор популярных грантовых подборок «Филантропа», ведущий телеграм-канала «Капитан грантов» и фандрайзер проекта «Зеленый фитнес» (Казань), делится советами, как узнавать о конкурсах хотя бы за день до окончания приема заявок, какие документы должны быть всегда под рукой у грантрайтера и как разобраться в требованиях организаторов, если совсем ничего не понятно — в авторской колонке для журнала «Филантроп».
Написание заявок на грантовые конкурсы — один из процессов организации, который может быть выстроен грамотно, удобно и эффективно. Обычно в НКО мало сотрудников, один фандрайзер занимается и организацией мероприятий, и работой с крупными донорами, и написанием грантовых заявок. В такой ситуации на помощь приходят современные технологии и инструменты, которые позволяют мониторить возможности, поэтапно готовить заявку и учиться не только на своих ошибках, но и на вебинарах.
Как искать гранты и конкурсы
Во-первых, нужно вовремя узнать о грантовом конкурсе. Вовремя — это не в день окончания приема заявок, а желательно в первый же день после объявления конкурса.
Главное правило простое — подпишитесь на всё: на уведомления в соцсетях, почтовые рассылки, каналы в телеграмме и даже обновления поисковых систем. Вот несколько способов, которые позволят вам отслеживать грантовые возможности.
1. Уведомления в соцсети “ВКонтакте” (VK) от конкретных сообществ, в которых рассказываются о грантах, конкурсах. Можно настроить их так, чтобы уведомления приходили на электронные часы, тогда вообще невозможно ничего пропустить.
2. Есть онлайн-сервисы, которые ловят упоминания конкретных слов. Например, chotam.ru. Плюсы — если кто-то сделал пост со словом “грант” или “конкурс”, то вы сможете получить об этом уведомление на почту, вайбер или телеграм.
Минусы - платно и есть вероятность, что здесь будет собираться много лишней информации. Зато можно выбрать тариф и настроить не только упоминание о грантах, но и отслеживать, что пишут о вашем проекте в целом.
Я лично этим сервисом пользовался для проекта “Зеленый Фитнес”, чтобы отслеживать комментарии в сообществах в VK и Инстаграме. Потом у VK появился официальный сервис VK Admin, который ловит все комментарии под фото, видео, на стенах, сообщения в личке группы. Сейчас я пользуюсь именно этим инструментом.
3. Используйте Google Alerts. Почта Google есть у многих, но не все знают, что там можно настроить сбор упоминаний о нужных вам ключевых запросах в поисковике. Данная система называется Google Alerts. С ее помощью можно отслеживать новости по фразе, например, “гранты для НКО”, а также бесплатно отслеживать упоминания о вашем проекте.
4. Еще про возможности крупнейших поисковиков. Заходим в поисковик Google или Яндекс, вводим ключевые запросы: конкурс социальных проектов, гранты для НКО, гранты для молодежи и т.д. Нажимаем на расширенные настройки поиска и выбираем время публикации новостей с нашей темой по желаемому временному промежутку: за 24 часа, за неделю, за месяц и др. Минус — много механической работы, все ссылки нужны проверять.
5. Поиск VK. Вбиваем ключевой запрос, например,»гранты для НКО», фильтруем контент и оставляем только новости. Минусы — «грязная» поисковая выдача, где часто примешиваются сообщения ботов, политические новости и взрослый контент.
6. Рассылки ресурсных центров и профильных СМИ. Я лично могу рекомендовать рассылки ЦРНО, ресурсного центра СПБ и журнала «Филантроп». Вы можете узнать, есть ли в вашем регионе центр поддержки НКО на этом сайте. Совет: проверяйте папку “Спам”, часто полезные письма из рассылок попадают именно туда.
7. Телеграм-каналы. Вот те, которые я могу рекомендовать, где проявляется информация о новых грантах и других возможностях:
- Капитан Грантов
- #Причини_добро
- Агентство социальной информации
- Теплица социальных технологий
- Медиашкола НКО
- Форумчанин — больше о молодежных форумах
- PRinNKO — канал для пиарщиков в НКО
- StudyQA — гранты, стипендии для студентов, молодежи
Как подготовить заявку
Итак, вы вовремя нашли конкурс, которые вам интересен. Теперь нужно приступить к подготовке заявки.
1. Планируйте свое время, не откладывайте на последний момент
Отслеживайте процесс подготовки заявки вне зависимости от того, сколько людей над ней работает: весь фандрайзинговый отдел или вы один.
2. Используйте удобные сервисы
Я использую сервис Trello, в котором можно вести задачи организации, отделов и отдельных сотрудников. К сервису можно прикручивать сторонние приложения, например Google Disk. Под каждую задачу можно добавлять комментарии, выбирать цветные метки, а также назначать даты выполнения. Аналоги — сам Google Disk или CRM-система, если она у вас есть. Эти сервисы могут стать для пользователей дневником учета грантов и конкурсов.
Я обычно создаю несколько “карточек”:
— актуальные гранты и конкурсы, где прописываю их пользу для меня и сроки;
— гранты, которые я начал оформлять, примечания к ним, например, какие документы, приложения нужно прикрепить к заявке;
— карточка побед и поражений, где прописываю, что выиграл, какие суммы, сроки по отчетам.
3. Внимательно работайте с документами
1. Личная папка с заявками и документами. Очень рекомендую завести у себя на рабочем компьютере папку, где хранятся все необходимые документы, структурированные по годам, конкурсам и т.д. Тогда вам легко будет найти бумаги, поменять некоторую информацию под требования нового гранта. Экономия времени гарантирована.
2. Вот документы, который всегда должны быть у вас под рукой:
- Отсканированный оригинал устава организации в формате pdf
- Свидетельство о государственной регистрации
- Свидетельство о постановки в налоговую
- Выписка из ЕГРЮЛ ( как правило, не ранее чем за три месяца до начала срока приема заявок)
- Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы
- Копии отчетности за предыдущий финансовый год, представленной НКО в Управление Министерства юстиции РФ
- Копии действующей лицензии (для видов деятельности в рамках проекта, подлежащих лицензированию)
- Реквизиты организации
- Справка об отсутствии задолженностей
- Шаблон сметы
3. Отдельный архив, который может стать весомым приложением к проекту:
- архив грамот и сертификатов
- фото, видео, презентации
- обратная связь от участников проекта (скриншоты из соцсетей)
- письма-поддержки от партнеров
- публикации в СМИ
4. Папка «О проекте» на облачном сервисе. Заведите себе папку-презентацию в «Облаке», сложите туда несколько видео, фото, пару любимых и свежих публикаций в СМИ и общую информацию/документы о проекте. Тогда к грантовой заявке можно просто прикрепить ссылку на эту папку и всё — никаких лишних движений. Это может пригодиться при общении со СМИ или потенциальными донорами
Как подготовиться непосредственно к оформлению заявки
1. Учиться
В этом деле нет секретов, ведь вся информация и рекомендации по участию в грантовых конкурсах лежит, как правило, в открытом доступе. Поэтому напишу наиболее популярные источники, где можно понять, что такое социальный проект и как его упаковать для грантовой заявки.
- Бесплатные онлайн-курсы Фонда президентских грантов. Руководство и специалисты Фонда также проводят очные семинары, за расписанием которых можно следить по ссылке.
- Бесплатный курс ЦРНО “Социальное проектирование в НКО”, где есть отдельный модуль о грантах. По итогам курса вручается сертификат, он тоже может пригодиться. Но важно не зацикливаться именно на подготовке к гранту, прокачивайте свой социальный проект в целом, тогда вам легче будет его презентовать жюри, так что полезно будет прослушать не только модуль про грант, но и про и весь курс целиком.
- Статьи на сайте «Филантроп» по тегу #гранты, здесь бывают и интервью Ильи Чукалина, директора фонда президентских грантов, и мои авторские подборки.
- НКО-Кухня — ресурс дистанционного обучения НКО от ЦРНО
- Медиашкола НКО — группа ВКонтакте. Часто заявители теряют баллы в пункте “Информационная открытость”, “Информационное сопровождение”, если НКО нет в соцсетях и СМИ. А вот медиашкола раскрывает все особенности ведения SMM в НКО. Все их советы бесплатны, в группе опубликованы образовательные ролики и домашние задания к ним.
- Портал Агентства социальной информации. На сайте можно найти анонсы на образовательные мероприятия АСИ и его партнеров
- Теплосеть — место для обучения общественным технологиям в формате игры
- Видеокурсы Капитана Грантов по оформлению грантовой заявки — просто и доступно.
2. Читать правила
Важно внимательное изучение уже существующих рекомендаций к конкретным грантам. Очень часто НКО оформляет заявку, не глядя на полезные документы от организаторов, не смотрят даже на само положение о конкурсе. Эта информация, как правило, лежит либо на сайте конкурса, либо, если это государственный грант, в разделе “Поддержка НКО, конкурсы, гранты и др” на портале ведомства.
3. Делать качественный проект
Главный лайфхак можно сформулировать так «Нормально делай — нормально будет». Делайте по-настоящему эффективный социальный проект. Если проект никакой, то даже если вы напишете очень хорошую заявку и вдруг выиграете грант — это вам не поможет. Как минимум будут проблемы с грантовой отчетностью, вы можете испортить себе репутацию. Если проект достойный, существует уже несколько лет, наработал портфолио, обзавелся своей целевой аудитории и честно помогает, — то гранты станут органичной частью финансирования.
Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2019/05/16/75783/