8 онлайн-трендов, на которые НКО стоит обратить внимание прямо сейчас


17 апреля 2019 года

1. Актуализация темы защиты персональных данных

Данные — это актив, и НКО обязаны работать с данными пользователей и как с чувствительной информацией, которую нужно защищать, и ресурс, которым стоит пользоваться для осуществления своей деятельности. С 2017 года в России действует ФЗ-152, который обязал все НКО защищать (или имитировать защиту) персональные данные – это привело к появлению ответственных за хранение, перенос данных на российские сервера, появление политик обработки персональных данных.

Польза персональных данных в работе НКО – прежде всего, в персонализации общении с бенефициарами. Например, при ответственном использовании имени, фамилии, других данных, которым делится с НКО человек, можно резко повысить эффективность адресных e-mail рассылок.

2. Тема цифровых прав

Этому вопросу редакция Теплицы посвятила тему месяца. Эксперты выделяют 6 цифровых прав: право на доступ к Интернету, право на поиск, получение и передачу информации, право на использование, создание и публикацию цифровых произведений, право на приватность в Интернете, право на анонимность.

Растущее запретительное законодательство, спущенное на Рунет, спровоцировало рост гражданской активности и интерес к теме и защите цифровых прав. 11 апреля законопроект «об автономном Рунете» был принят во втором чтении. В марте 2019 года прошли митинги в защиту свободного Интернета в Москве, Хабаровске и Воронеже. В столице он был одним из самых массовых за последние несколько лет: вышло более 15 тысяч человек. У протестующих есть причины для опасений. Это показывает и череда уголовных дел против пользователей социальных сетей. И законопроект №184222-7 о запрете анонимности пользователей мессенджеров, а это фактически нарушает права граждан. Роскомнадзор блокирует VPN-сервисы, действует «Закон Яровой», который обязывает операторов хранить весь пользовательский трафик в течение 30 дней и также нарушает права граждан.

3. Рост важности алгоритмов, и т.н. “искусственного интеллекта”

Спектр технологий под этим ярлыком встречается везде, при этом мы не всегда знаем об этом – это и технологии распознавания лиц, и “умные” ленты, и много других технологий, где компьютерные системы принимают решения, которые раньше были уделом человека. В феврале команда Теплицы провела хакатон на тему машинного обучения для гражданских проектов. К сожалению, на данный момент в России искусственный интеллект полноценно не использует ни одна некоммерческая организация.

За рубежом ситуация немного лучше. Один из ярких примеров – WattTime, созданная при институте Роки Маунтин и работающая с алгоритмами машинного обучения. Ее задача – предоставить людям право выбирать источники, генерирующие потребляемое ими электричество. Это пакет программного обеспечения, анализирующего электросеть и определяющего моменты, в которые подаваемое электричество произведено с наименьшим вредом для окружающей среды. Программное обеспечение WattTime можно установить на любые подключенные к Интернету девайсы, и оно будет оптимизировать энергопотребление, автоматически выбирая наиболее «зеленый» тип энергии и соответствующим образом регулируя работу электроприбора.

Crisis Text Line – платформа для текстовых сообщений, призванная обеспечивать круглосуточную поддержку людям в трудной ситуации. Она также работает на основе алгоритмов машинного обучения, определяющих очередность отправки сообщений волонтерам, способным оказать помощь человеку в беде.

Quill, создающая бесплатные онлайн-инструменты для студентов с низким уровнем дохода для улучшения их письменной речи. Эксперты этой НКО создают инструменты с использованием машинного обучения на основе открытых источников. В частности, массив правильно составленных текстовых фрагментов был собран с помощью веб-скрейпинга страниц Википедии.

4. Запрос на доступ к информации о загрязнениях

По всему миру происходит расцвет региональных «народных» систем мониторинга воздуха, связанный как с повышенной доступностью сенсоров для измерений качества воздуха, так и с очевидными антропогенными проблемами, ставшими проклятием крупных городов по всему миру. В России проявлением этого тренда стали движения движения «Челябинск Дыши» в Челябинске и «Красноярск.Небо» в Красноярске, Moscow.Breath в Москве, успехом стал спецпроект Гринпис России вместе с порталом «Такие дела» «Непрозрачно, как воздух».

Команды НКО могут запустить подобный проект самостоятельно: данные о качестве воздуха – это данные, необходимые для понимания ситуации, связанной со здоровьем. Можно стать частью международного проекта и мониторить загрязнение воздуха в своем городе. Для этого нужно сделать несколько простых действий: 

  • купить детали и собрать датчик по инструкции;
  • отправить запрос Lufdaten.info с указанием адреса и других данных;
  • если все будет в порядке, ваша точка появится на карте
  • Если вы хотите привлекать новых сторонников проекта в своем городе, то можно воспользоваться опытом Breathe.Moscow: создать группы в социальных сетях, запустить сайт проекта и проводить встречи по сбору датчиков.

Вопросы важности использования данных в экологических и других проектов будут обсуждаться на сессии про данные на Сетевом.

5. НКО осваивают более сложные инструменты для работы с аналитикой

Речь о создании своих CRM (как делают в фонде «Дети Наши» или «Ночлежка») или использовании сторонних систем. Перед НКО встают новые задачи – более эффективная работа с жертвователями и донорами (например, персонализация), лучшее понимание как пользователи ведут себя в сети. Одновременно с этим продвигаться в социальных сетях становится все сложнее, что заставляет погружаться в тему мультиканального (одновременное достижение читателя через почту, видео-канал, сайт, мессенджеры и др.) продвижения все глубже.

6. Феноменальный рост видео-потребления и рост влияния видео-блоггеров с очень сегментированной и лояльной аудиторией

Перед командами некоммерческих проектов стоит задача активнее осваивать форматы Stories в соцсетях, адаптировать контент под видео, использовать этот способ коммуникации наряду с другими. Российские стримеры тоже включаются в благотворительность, например, они собрали более 1,3 млн рублей в марте 2019 года. В видеоуроках Теплицы мы делаем обзоры инструментов, например, как использовать маски дополненной реальности в Stories, кроме того, у нас есть обучающий курс по бесплатной программе для видеомонтажа Davinci Resolve.

7. Больше внимания к инклюзии пользователей и универсальный дизайн

Это общий тренд для крупных платформ, которые пытаются сделать свои услуги ближе как можно большему широкому кругу пользователей. Вместе с ростом числа технологий компьютерного распознавания образов и речи, совершенствованию государственных стандартов этот тренд позволяет постепенно снижать ограничения по зрению и слуху. 


Так, в России «умные» устройства для слепоглухих производят специалисты научной лаборатории «Сенсор-Тех». Лаборатория учреждена фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Например, в лаборатории создали умную трость, которая помогает ориентироваться в пространстве, модуль распознавания речи или офтальмологический VR-симулятор и вибрационное устройство, которое помогает слепоглухим актерам.

8. Либерализация сбора средств

Криптовалюты и расцвет финтех-индустрии дали старт пересмотру стандартов передачи денежных средств. Мессенджеры встраивают системы отправки денег, Apple представил собственную карточку, встроенную в телефон (Apple Card). Появилось огромное количество способов обмениваться денежными средствами. Для России речь идет о криптовалютах, обмене деньгами Вконтакте, отправки денег на баланс мобильных телефонов, появление полного функционала PayPal. НКО выигрывают от этого тренда – собирая средства на выживание в непростых условиях.

Эти и другие тренды обсудим на Сетевом апреле.

Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2019/04/14/74737/?fbclid=IwAR0_LAffmXLWzHXNlx3_Y4_TFktlIJDojD3tseYpogkio-O9Wp_aQW-8Gqg