10 лет онлайн-фандрайзингу в России
Платформы онлайн-пожертвований стали появляться в России 10 лет назад. На сегодняшний день насчитывается более десяти работающих платформ.
Платформы представляют собой сервис для НКО и жертвователей, где быстро и безопасно можно сделать пожертвование в пользу НКО или благотворительного проекта. Организации, размещенные на платформах, как правило, проходят проверку юридической и финансовой состоятельности, предоставляют отчет о пожертвованиях. Все проводимые операции безопасны и прозрачны как для жертвователя, так и для НКО.
Платформы в России создавались как некоммерческими организациями, частными лицами, так и коммерческими компаниями. Несмотря на общие цели по сбору пожертвований в пользу НКО и благотворительных проектов, форматы работы платформ и их функционал сильно различаются.
В материале Фонда «КАФ» и журнала «Филантроп» представлено исследование о развитии платформ — история их создания, особенности работы.
Рост объемов пожертвований на платформах
Кроме того, в спецпроекте в виде инфографики представлены самые интересные цифры, связанные с онлайн-пожертвованиями.
Так, по данным исследования, появление различных сервисов для онлайн-пожертвований привело к значительному росту объемов пожертвований. За последние 5 лет (период анализа с 2013 по 2017) все основные показатели платформ выросли в десятки раз. С 2013 года на платформах было собрано более 800 млн рублей в поддержку НКО.
За этот период объем пожертвований вырос в 15 раз, и в 2017 году составил более 350 млн рублей.
От первого лица
В рамках материала про онлайн-пожертования рассказали все участники процесса — доноры, представители платформ и сотрудники благотворительных фондов.
Руководители платформ Благо.ру, Добро.Mail.ru, «Сделай!», «Нужна помощь» и «Пользуясь случаем» рассказали о своей работе, лучших проектах и самых больших сборах, а также о развитие сектора онлайн-фандрайзинга.
По словам Светланы Горбачевой, директора по маркетингу и коммуникациям Фонда «КАФ», «количество онлайн-платежей растёт с каждым годом. На первое место выходит функционал сайта, встроенные сервисы и удобство для пользователей. Кроме того, платформы обладают уникальной статистикой, важно, чтобы ключевые игроки делились данными и некоммерческое сообщество могло бы получать доступ к качественной аналитике, которая способна повысить эффективность всего сегмента частных онлайн-пожертвований».
«Больше уважения к пользователю – без лишнего давления на эмоции, с прозрачными механизмами отчетности и поиска поддержки для близких и друзей – вот, что мы считаем приоритетом для нашего развития», — отметила Александра Бабкина, руководитель проекта Добро.Mail.ru.
Анна Семенова, директор благотворительного фонда «Нужна помощь», рассказала о развитии волонтерского фандрайзинга на примере платформы «Пользуясь случаем».
Иван Старостин, сооснователь платформы «Сделай!», рассказал о будущем спортивного и событийного фандрайзинга: «За рубежом бежать вхолостую – это не комильфо. Каждый бегун посвящает свой забег какому-то фонду и помогает. У нас тоже все больше людей будут посвящать свое спортивное выступление благотворительности. И мы надеемся добиться этого через два-три года, а не через десять лет».
Митя Алешковский, президент фонда «Нужна помощь», уверен: «Развитие платформ, как и развитие некоммерческого сектора, напрямую зависит от состояния общества. Поэтому когда общество и некоммерческий сектор будут развиваться, тогда и платформы будут развиваться».
НКО и доноры о платформах
Представители фондов «Адвита», «Старость в радость», «Дети без мам» и детского хосписа «Дом с Маяком» рассказали, зачем и как они работают с платформами по сбору пожертвований.
А жертвователи в свою очередь поделились опытом пожертвований онлайн. Так, Максим Дьяченко, генеральный директор компании «Петролеум Трейдинг», постоянный донор Благо.ру в интервью сказал: «Мы поддерживаем только инфраструктурные организации. Мы как бизнес ищем повышения эффективности использования ресурсов, и платформа дает такую возможность. «Петролеум Трейдинг» поддерживает грантовые конкурсы для НКО и оплачивает участие НКО в образовательных мероприятиях. Мы поддерживаем усилия портала Благо.ру по улучшению интернет-маркетинга, а также совершаем небольшие пожертвования через портал. Думаю, что платформам есть куда расти, развиваться нужно как с точки зрения технологий (платежные сервисы, блокчейн, криптовалюта), маркетинга, так и с точки зрения более качественного что ли взаимодействия с жертвователями».
GlobalGiving: как работает первая краудфандинговая платформа в мире
Мировая история краудфандинга началась именно с платформы GlobalGiving. Это одна из первых и самая известная в мире онлайн-платформа. C 2002 года GlobalGiving собрал более 334 млн долларов от 783 тысяч жертвователей в пользу 19 950 проектов в 170 странах мира.
Основатель проекта Мари Кураиши и программный менеджер Пейдж Клер рассказали «Филантропу», как GlobalGiving меняет мир, а также о работе с российскими НКО и будущем онлайн-фандрайзинга.
Источник: http://philanthropy.ru/analysis/2018/06/20/64597/