Зачем некоммерческим организациям использовать мессенджеры и какие инструменты для этого применять, обсудили в медиаклубе «АСИ-Благосфера».
Пейджеры, форумы, СМС-сообщения, социальные сети и, наконец, мессенджеры — технологии передачи и обмена сообщениями постоянно развиваются и открывают новые возможности для НКО, говорит Владимир Вайнер, директор Фонда развития медиапроектов и социальных программ Gladway.
Уже сейчас некоммерческие организации, работающие для людей с инвалидностью, внедряют системы, считывающие сигналы мозга. Они позволяют, например, управлять автомобилем, если человек парализован.
Как передать сообщение
Классический инструмент для распространения сообщения — хештег. Он часто используется некоммерческими организациями в рекламных кампаниях, рассказал Владимир Вайнер.
Но есть и другие способы передачи сообщений, которые НКО боятся использовать, например, чат-боты. Это виртуальные собеседники, которые отвечают на распространенные вопросы по определенной теме. Чат-боты могут использоваться, например, для юридических консультаций НКО.
«Чат-боты — это очень просто, но многие НКО не прикасаются к ним, потому что думают, что здесь требуются очень хорошие специалисты, программисты. На самом деле сделать их легко, это такой мини-конструктор», — объяснил эксперт. Информацию о создании чат-бота можно найти, например, на YouTube.
В каналах и группах в мессенджерах сообщения распространять эффективнее, чем на личной странице в соцсети, добавил Вайнер.
«Мне всегда казалось, что, раз у меня в друзьях 5 тыс. человек, этого достаточно для того, чтобы мое сообщение увидели. Но при этом я не уверен, сколько человек реально посмотрели мой пост. Канал в мессенджере мне дает точные данные и высокий процент просмотра поста. Из тех же 5 тыс. людей мой пост увидят 90% подписчиков. У каналов чуть выше эффективность и больше гарантий, что сообщение уйдет не в пустоту», — отметил Владимир Вайнер.
Заведите собственного эмодзи-героя
Все больше НКО создают для своей работы героя, с помощью которого организация общается со своей аудиторией. Таких героев называют эмодзи, уточняет Владимир Вайнер.
Например, новости программы «Города будущего» (фондов Citi и Gladway и центра «Гарант») сообщает девочка-домик. Посетителей центра «Благосфера» встречает герой Василий, а результаты программы «Акселератор» объявляет кот Басик.
Стикеры: способ привлечь сторонников
Если у вашей НКО есть герой, вы можете создать его образы с разными эмоциями и делиться ими с другими с помощью стикеров. Так поступил проект DonorSearch.org, который создавался для поиска доноров крови и перерос в целую сеть для коммуникации доноров.
Проект завел страницы во всех социальных сетях, а год назад решил открыть канал в мессенджере Telegram. Как объясняет координатор проекта DonorSearch.org в Москве Алина Колбина, аудитория этого мессенджера совпадает с целевой аудиторией донорского проекта — молодые люди до 30 лет. Кроме того, эта аудитория быстро растет.
В преддверии Национального дня донора (20 апреля) DonorSearch.org создал два набора стикеров — с каплей крови и с вампиром (это обошлось проекту в 15 тыс. рублей). В Telegram стикеры можно загружать самостоятельно, в отличие от других мессенджеров.
Эти стикеры проект отправлял своим подписчикам в национальный и международный (14 июня) дни донора. А стикеры с вампиром распространялись на Хеллоуин. Все они были брендированы, то есть пользователь таким образом узнавал о донорском проекте. За год стикеры скачали 43 тыс. раз и отправили друг другу 250 тыс. раз.
«Стикеры побуждают к донорству в том или ином формате. Если человек только думал о том, чтобы стать донором, он мог увидеть нашу капельку и принять решение сдать кровь», — отметила Алина Колбина.
Стикеры — инструмент фандрайзинга?
Фонд Gladway пробовал использовать стикеры для сбора пожертвований в поддержку Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Для этого были созданы несколько пакетов «стикеров добра» и загружены в App Store. Стикеры «Кот Улет» и «Коал Иван» можно приобрести за пожертвование в 149 рублей.
«Пока это не сработало как фандрайзинговый инструмент. Мы вдохновились историей про зайца ПЦ, созданного Линор Горалик. Сначала ее герои появились в комиксах, а потом пришли в мессенджеры. Продажа этих стикеров через App Store помогла собрать значимые суммы. Но все-таки фандрайзинг получится только тогда, когда у героя стикеров уже сформирована большая аудитория. В данном случае за счет популярности комиксов», — объяснил Владимир Вайнер.
Офлайн и онлайн
Чтобы привлечь внимание многих людей, сообщение нужно транслировать не только онлайн, но и офлайн, говорят специалисты. Например, мы создаем хештег для помощи ребенку и распространяем с ним сообщения в мессенджерах и социальных сетях. Но охват будет больше, если активность будет распространяться за пределы интернета — предложите всем надеть желтое в поддержку больного ребенка и провести флешмоб.
В качестве эксперимента Владимир Вайнер предложил использовать мессенджер для распространения социальной рекламы. Для этого создана группа «Нано-реклама» в WhatsApp (QR-код для вступления здесь), куда могут добавляться некоммерческие организации и публиковать свою социальную рекламу. Кроме того, подготовлено офлайн-пространство — домик лего, в котором сотрудники НКО размещают своих «аватаров» (лего-человечков).
В руках у этих героев плакаты со слоганами из социальной рекламы. Домик находится в центре «Благосфера». Своего аватара с плакатом можно сфотографировать и разместить в группе мессенджера, чтобы продолжить начатую другими НКО коммуникацию.
«Чтобы развивался инструмент соцрекламы для НКО, можно, с одной стороны, приходить в «Благосферу» и приносить новые аватары со своей соцрекламой. Можно фотографировать рекламу в городе и размещать в группе. Так группа будет разрастаться и формировать общий взгляд на существующую социальную рекламу. Мы будем обмениваться ссылками и думать, что еще можно сделать, чтобы это развивать. Группы в WhatsApp, таким образом, можно направить на развитие НКО”, — рассказал Вайнер.
Что дальше
В будущем, по предположениям экспертов, мессенджеры могут также использовать потенциал датчиков, которые отслеживают состояние здоровья человека (они используются в том числе в фитнес-браслетах). Можно создать группу взаимопомощи, участники которой будут получать сообщение, если у кого-то из них, например, поднялось давление, и прийти на помощь.
Источник: https://www.asi.org.ru/news/2018/04/13/nko-messendzhery/