31 июля 2008 года
Президент признал, что вопрос является далеко непростым. Проблему он, прежде всего, видит в пассивности российского бизнеса, который не хочет вкладываться в новые идеи. "Компании на инновационные цели тратят 6-7 процентов бюджета", - заявил глава государства. Это совершенно несравнимо с аналогичными расходами бизнеса в США и Европе, а уж тем более с японскими компаниями, расходующими на инновации до 70 процентов бюджета."Наша задача - всеми силами стимулировать эту работу", - определил основную задачу государства Дмитрий Медведев, заметив все же, что основная работа должна идти в бизнес-среде. Так, вчера президент подписал, как и обещал ранее, указ о создании премии президента в области науки и инноваций для молодых ученых. Это три премии по 2,5 миллиона рублей каждая, а возрастной ценз молодых ученых составил 35 лет.
По словам президента, инновации – «это такие разработки, которые, во-первых, можно применить на практике, а во-вторых, нормально охраняются». Инновации должны быть превращены в набор патентованных авторских разработок. В настоящее время патентная работа в государстве очень слабая.
"Рынок должен давать запрос на новые технологии", - заявил очевидный факт один из участников форума Рамиль Кулеев. Но этого запроса нет. Точнее, бизнес, который этим должен заниматься, стоит в стороне. "Нужен госзаказ на новые технологии", - пришел к выводу Кулеев.
Отчасти Дмитрий Медведев с этим вариантом согласился. "Но это касается базовых, крупных вещей, по которым изыскания идут во всем мире. Например, водородное топливо, - заявил глава государства. - Но если мы будем применять этот подход ко всем идеям, то все заглохнет".
Поэтому надо стимулировать бизнес, особенно средний и малый, чтобы они вкладывали деньги в перспективные разработки. Одним из способов аккумулировать средства могут стать венчурные фонды, но и они, по мнению главы государства, должны создаваться снизу, а не сверху.
"Вопрос в том, кто рискнет на первой стадии", - рассуждал Медведев. Бизнес в России не особенно задумывается о том, чтобы свою прибыль вкладывать в развитие, а тратит на внешний облик того же офиса. "Мышления такого нет", - пришел к выводу президент, задумавшись о том, что надо менять парадигмы бизнес-мышления.
Инновационные идеи необходимо доносить до населения. Молодежь, присутствовавшая на встрече, ратовала за их информационную поддержку. Директор форума "Селигер-2008" Илья Костунов говорил о том, что на Селигере пытались развивать в молодежи чувство инноваций, а молодым талантам искали поддержку. Депутат Роберт Шлегель рассказывал, о том, что создал в столицах федеральных округов молодежные телевизионные студии, а на Селигере открыл телекомпанию "Ы", которая вещала там по 16 часов. "Если бы таких студий было не шесть, а больше, то вопрос с переходом на цифровое телевидение был бы решен быстрее", - неожиданно пришел к такому выводу депутат. Кроме того, он отметил факт отсутствия социальной рекламы об инновациях, каких-либо фильмов, которые бы рассказывали о нашей жизни, например, через 10 лет.
"Вопрос перехода на цифру не связан только со студиями", - возразил президент. Контент всегда будет, но вот какой. Гораздо более актуальным вопросом является обеспечение подключения к цифровому телевидению простых граждан. "Нам придется в самое ближайшее время принимать решение - от этого зависит будущее нашей страны", - подчеркнул глава государства.
"В кино есть проблемы, хотя не такие, как в 90-е годы, но они все-таки есть, - согласился Медведев. - Мы должны сделать реальный шаг в развитии российского кинематографа, потому что в конечном счете это вопрос национального достоинства". И не такая проблема снять фильм. Вопрос в другом - где его показывать. Во многих крупных городах с населением менее 200 тысяч человек попросту нет кинотеатров.
По материалам Владимира Кузьмина, http://www.rg.ru/2008/07/31/innovacii.html