11 апреля 2008 Россия подписала присоединение к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Мы решили предоставить читателям сайта самим посмотреть текст Конвенции, разместив его в нашей рубрике Законодательство. http://www.1soc.ru/pages/view/62
Кроме этого, публикуем материал газеты Коммерсант с обзором точек зрения большинства сторон.
«Коммерсантъ» № 62(3879) от 12.04.2008
Производители сигарет заявили, что готовы соблюдать конвенцию, но надеются, что власти "учтут национальные особенности регулирования рынка"
Россия присоединилась вчера к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Это означает, что в течение трех-пяти лет в России должна быть полностью запрещена реклама сигарет, они должны подорожать за счет роста налогов на продукцию, а надписи о вреде табака будут занимать 30-50% площади сигаретной пачки. Представители табачной индустрии заявили, что готовы выполнять конвенцию, однако надеются, что "с учетом национальных особенностей" реклама сигарет в России полностью запрещена не будет.
Депутаты Госдумы на вчерашнем пленарном заседании приняли закон "О присоединении РФ к рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака". Этот документ, ратифицированный 151 государством, значительно ограничивает возможности производителей сигарет и направлен на сокращение потребления табака.
В течение трех лет производители будут обязаны изменить дизайн сигаретной пачки: 30-50% ее площади займет предупреждение о вреде курения. Также производители будут обязаны убрать с пачки надписи о том, что сигареты являются "легкими", "суперлегкими" или "мягкими". А через пять лет Россия будет обязана ввести ценовые и налоговые меры, чтобы повысить стоимость сигарет. Реклама табака должна быть полностью запрещена, при условии, как говорится в конвенции, что запрет не будет противоречить Конституции (в России сигареты нельзя рекламировать на телевидении, радио и посредством наружной рекламы). Также табачные компании лишатся возможности быть спонсорами любых мероприятий.
Конвенция Всемирной организации здравоохранения принята в мае 2003 года. В январе 2008 года правительство РФ одобрило законопроект о присоединении к ней и 26 февраля внесло документ на рассмотрение в Госдуму. В России, по данным Роспотребнадзора, курят 65% мужчин и 30% женщин. В возрасте до 18 лет начали курить 80% мужчин и 50% женщин. При этом цены на табачные изделия в России являются одними из самых низких в мире.
В Госдуме принятие конвенции споров не вызвало. Спикер Борис Грызлов заявил, что жители РФ ежегодно выкуривают 414 млрд сигарет, "нанося при этом непоправимый вред своему здоровью". По словам главы думского комитета по охране здоровья Ольги Борзовой, соотношение курящих и некурящих людей в России в два раза выше, чем в европейских странах, а от заболеваний, вызванных употреблением табака, ежегодно умирает до 500 тыс. человек. Замглавы комитета Николай Герасименко добавил, что депутаты будут добиваться запрета на продажу сигарет в уличных киосках, сохранив их только в супермаркетах.
Производители сигарет заявили, что готовы соблюдать конвенцию, но надеются, что власти "учтут национальные особенности регулирования рынка". "Табак является легальным продуктом, и потребитель имеет конституционное право на получение информации о табачных изделиях. В ряде стран, подписавших конвенцию, действуют менее строгие ограничения: наружная реклама не запрещена в Германии и Японии, а в США реклама сигарет законодательно запрещена только на радио и телевидении, в остальном действуют добровольные ограничения",- заявил "Ъ" директор по корпоративным отношениям "Бритиш Американ Тобакко Россия" Александр Лютый. "Конвенция носит рамочный характер и по ряду ограничений призывает страну ориентироваться на существующие конституционные принципы",- напомнил директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России Алексей Ким.
По оценке президента Российской ассоциации маркетинговых услуг Сергея Моисеева, табачные компании в 2007 году потратили около $17,5 млн на рекламу в прессе и более $300 млн на так называемом BTL-рынке (промоакции, адресная рассылка и информация о сигаретах в местах продаж). "Для BTL-индустрии табачники - одни из крупнейших клиентов, и любые ограничения на продвижение их продукции будут болезненны для рынка",- считает господин Моисеев.
Конвенция предписывает также ограничить курение в общественных местах. Однако этот пункт в России уже выполнен. Закон "Об ограничении курения табака" предусматривает создание "специальных зон, свободных от табачного дыма" в ресторанах, кафе, барах, ночных клубах и других развлекательных учреждениях. Этот же закон ограничивает возможность курить в аэропортах и на вокзалах, а также полностью запрещает курение в самолетах.
Андрей Ъ-Козенко, Анна Ъ-Рябова
Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=881497