И. Чукалин: "Мы планируем создать рейтинг регионов по качеству взаимодействия с НКО"


6 мая 2012 года

Победителями конкурса стали 48 организаций. На средства федерального бюджета (162 млн рублей) они займутся информационной, консультационной, методической и организационной (в части помощи в привлечении добровольцев) поддержкой СО НКО. О работе конкурсной комиссии, проектах-победителях двух федеральных конкурсов, региональных программах поддержки СО НКО и планах министерства по развитию некоммерческого сектора корреспонденту Агентства социальной информации рассказал заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования министерства Илья Чукалин.

Корр.: Илья Владимирович, сколько из поступивших на конкурс 702 заявок Вам удалось посмотреть лично?

И.Ч.: Больше половины, в том числе часть заявок, которые не были допущены к участию в конкурсе по результатам первичной проверки. Таких, кстати, стало меньше – 163 из 702 против 233 из 496 в 2011 году.

Корр.: Сложно было выбрать лучшие? На что организациям, не прошедшим конкурсный отбор (93% от подавших заявки), стоит обратить внимание в будущем?

И.Ч.: К сожалению, немногие НКО внимательно изучили наши рекомендации по подготовке заявок и следовали им. Некоторые отнеслись к конкурсу как к еще одному возможному источнику финансирования: не обратили внимания на его специфическую направленность или попытались "подогнать" заявку под наши требования. Минэкономразвития не финансирует текущую деятельность СО НКО и оказание социальных услуг. Задача конкурса – формирование инфраструктуры, обеспечивающей развитие некоммерческого сектора через консультирование, обмен опытом, информационную поддержку, привлечение добровольцев. Только такие программы были допущены к участию. Явно выдающихся среди них не было, но были хорошие. Члены конкурсной комиссии оценивали как опыт и кадровый потенциал организации, так и проработанность и востребованность поданной на конкурс программы. Некоторые известные своим успешным опытом организации представили недоработанные заявки, некоторые недавно зарегистрированные организации – серьезные и хорошие заявки. Поддержку получили участники конкурса с высокими оценками по большинству критериев.

Корр.: Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих критериях.

И.Ч.: Главный критерий - соотношение затрат на осуществление программы и предполагаемого эффекта от ее реализации. Если в программе не были указаны конкретные планируемые результаты, не была обоснована и детализована смета, заявка по этому критерию получала низкие баллы. Также оценивались география реализованных организацией программ, опыт поддержки других СО НКО и кадровый потенциал. Чтобы получить высокие оценки, недостаточно было деклараций, указания громких имен среди соисполнителей и расчета на то, что члены конкурсной комиссии что-то знают об организации. Оценивались предоставленные в составе заявки подтверждение опыта и квалификации исполнителей, описание "историй успеха", "письма поддержки" от заинтересованных в программе организаций. Пятый критерий – ожидаемый размер собственного вклада в реализацию программы.

Корр.: Какие документы, кроме программы и сметы, запрашивались у организаций?

И.Ч.: Выписка из ЕГРЮЛ, копии устава и отчетности в Министерство юстиции РФ за 2011 год. Устав позволяет определить, является ли некоммерческая организация социально ориентированной. Выписка из ЕГРЮЛ подтверждает полномочия руководителя организации и сведения о ее юридическом адресе, дате создания, ИНН, ОГРН. Отчетность в Минюст содержит информацию о проведенных СО НКО мероприятиях и использовании средств. В будущем все эти документы мы постараемся получать не от НКО, а напрямую в рамках межведомственного взаимодействия. Мы также рекомендовали участникам конкурса прилагать к заявке "письма поддержки", но это не было обязательным условием.

Корр.: А справки об отсутствии задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами? Их предоставление было обязательным условием участия в некоторых региональных конкурсах.

И.Ч.: Мы их не запрашивали. Во-первых, вопрос не в факте наличия задолженности, а в ее размере. Если просто записать в положении, что наличие задолженности - основание для отклонения заявки, то участвовать в конкурсе не смогут и организации с долгом в 1 копейку или несколько десятков рублей. Такие задолженности по налогам и пени есть у многих организаций - из-за ошибок в указании кодов бюджетной классификации и других реквизитов в платежных поручениях. Во-вторых, сбор справок из налогового органа и внебюджетных фондов – дополнительная нагрузка на участников конкурса. Если региональная власть хочет "застраховаться" от поддержки должников, можно требовать соответствующую справку у победителей конкурса. Очевидно, что для отказа в бюджетном финансировании задолженность перед бюджетом должна быть значительно больше нескольких десятков рублей.

Корр.: Могли ли участвовать в конкурсе НКО, зарегистрированные менее года назад?

И.Ч.: Да, но им сложно было получить высокие баллы по критериям, учитывающим количество регионов, на территории которых были реализованы программы, и успешный опыт по поддержке других НКО. Это уменьшало шансы на победу.

Корр.: Кто отбирал проекты в этом и прошлом году? Какова процедура принятия решений?

И.Ч.: Оценивала заявки конкурсная комиссия, состав которой изменился по сравнению с 2011 годом. В нее вошло больше представителей Общественной палаты РФ и независимых экспертов, представителей власти осталось столько же. Необходимый для победы совокупный балл по пяти критериям, как и в 2011 году, устанавливал Координационный совет по государственной поддержке СО НКО. В этом году для победы необходимо было набрать не менее 59 баллов.

Корр.: Могли ли участвовать в работе конкурсной комиссии эксперты, заинтересованные в победе тех или иных проектов?

И.Ч.: В работе конкурсной комиссии – да, в рассмотрении конкретных заявок – нет. Дело в том, что процесс формирования конкурсной комиссии идет параллельно с приемом заявок на конкурс, иначе это может значительно увеличить сроки их рассмотрения. В большинстве случаев член конкурсной комиссии не предполагает о наличии своей возможной заинтересованности, пока не увидит весь список НКО, подавших заявки. В некоммерческом секторе сложно найти экспертов, которые не были бы так или иначе связаны с конкретными организациями. Кому-то много лет назад возмещались расходы по участию в конференции, кто-то получил гонорар за статью. Подлежащим декларированию как потенциальный "конфликт интересов" было признано наличие любых договорных отношений и получение материальной выгоды (в том числе в прошлом), членство в органах управления организаций, работа там близких родственников. Сведения о наличии реальной или возможной заинтересованности членов конкурсной комиссии в результатах рассмотрения конкретных заявок было решено сделать общедоступными – они указаны в протоколе, опубликованном на сайте министерства. В случае "конфликта интересов" член конкурсной комиссии покидал зал заседания на время рассмотрении конкретной заявки.

Корр.: Почему в 2012 году на финансирование проектов выделено на 30 млн больше, чем в 2011 году?

И.Ч.: 132 млн рублей в 2011 году и 162 млн рублей в нынешнем – не такие большие средства для конкурса программ НКО по развитию инфраструктуры некоммерческого сектора в масштабах страны. Минздравсоцразвития РФ на финансирование общественных организаций инвалидов и других НКО социальной сферы выделено почти 3 млрд рублей. Сумма поддержки НКО, участвующих в развитии институтов гражданского общества ("президентские гранты"), составит 1 млрд рублей. Минкультуры РФ в 2012 году предоставит профильным НКО более 0,5 млрд рублей.

Корр.:Почему изменился по сравнению с прошлым годом максимальный размер субсидии?

И.Ч.: Он зависит от числа победителей конкурса и запрошенных ими сумм. В этом году Координационный совет решил поддержать большее число программ с уменьшением запрошенного размера субсидий, поскольку счел часть расходов в сметах ряда программ недостаточно обоснованными или завышенными.

Корр.: Будут ли опубликованы отчеты 35 СО НКО, профинансированных Минэкономразвития в 2011 году? Оправдываются ли возложенные на них ожидания?

И.Ч.: Победители прошлогоднего конкурса получили субсидии в конце декабря, их программы рассчитаны на весь 2012 год, поэтому об итогах говорить рано. Министерство готовит конкурс на проведение независимого мониторинга профинансированных программ. Результаты этого мониторинга, как и отчеты победителей конкурса, мы обязательно разместим в открытом доступе.

Корр.: Наряду с федеральными конкурсами в рамках программы поддержки СО НКО проходит отбор проектов в регионах. Как там формируются конкурсные комиссии? Кто определяет критерии отбора проектов? Может ли Минэкономразвития влиять на происходящее в регионах, например, корректировать сроки проведения конкурсов и максимальный размер субсидии? Или такое вмешательство со стороны федерального министерства неоправданно?

И.Ч.: Министерство оказывает содействие в проведении региональных конкурсов рекомендациями и методической помощью. Другие механизмы могут быть задействованы только в случае явных нарушений. Конкурсную документацию разрабатывают региональные органы исполнительной власти самостоятельно, но многие из них берут за основу подготовленный нами модельный документ. При этом соглашениями о софинансировании программ поддержки СО НКО из федерального бюджета между Минэкономразвития и субъектами Федерации предусмотрено проведение министерством контрольных мероприятий и оценки эффективности использования предоставленных субсидий. Мы планируем проанализировать практику проведения конкурсов в регионах и по итогам этой работы подготовить дополнительные рекомендации, а также отметить лидеров и аутсайдеров.

Корр.: Регионы вправе не обнародовать информацию о составе конкурсных комиссий и победителях конкурсного отбора?

И.Ч.: Этот вопрос находится в компетенции региональных властей, но наше министерство считает подобную ситуацию недопустимой.

Корр.: Как предполагается мотивировать регионы к развитию некоммерческого сектора и межсекторному взаимодействию? Ведь в 2011 году возможность участия в федеральной программе поддержки СО НКО проигнорировали 30 регионов.

И.Ч.: Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2011 года N713 всем регионам было рекомендовано утвердить программы поддержки СО НКО. Мы связываемся с теми, кто этого не сделал, выясняем причины, оказываем консультационную и методическую поддержку. В ближайшее время программы поддержки планируют принять Ивановская и Вологодская области. Кроме того, мы предполагаем создать рейтинг регионов по качеству взаимодействия с некоммерческими организациями, в том числе учтем внедренные меры поддержки СО НКО.

Корр.: В прошлые годы министерство содействовало принятию ряда законодательных актов: о совершенствовании налогообложения НКО и благотворительной деятельности, о пониженной ставке тарифов страховых взносов, о социальной рекламе. Расширен перечень организаций, пожертвования в которые дают право на налоговый вычет по НДФЛ. Не пора ли ввести льготы по налогу на прибыль для жертвователей-компаний?

И.Ч.:Минэкономразвития придерживается позиции, что это целесообразно делать в форме налогового вычета, что практикуется во многих странах. Можно разрешить компаниям включать пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. С установлением предельного размера такого вычета, конечно. Такой законопроект уже разрабатывается в министерстве.

 

Источник: Агентство социальной информации

 

Справка

Конкурс проводился Минэкономразвития РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 августа 2011 года N713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", приказами Минэкономразвития РФ от 8 сентября 2011 года N465 и от 25 января 2012 года N30.

В результате работы конкурсной комиссии все заявки получили место в рейтинге (в зависимости от набранных по совокупности критериев баллов – от четырех до 85). Межведомственный Координационный совет по государственной поддержке СО НКО, работающий при Минэкономразвития РФ, утвердил подготовленный конкурсной комиссией рейтинг. Победителями конкурса стали организации, набравшие не менее 59 баллов.

Девятнадцать победителей конкурса, предоставившие сметы на сумму менее 4 млн рублей, получат субсидии в запрошенном размере, остальные 29 – в размере 4 млн 257 тыс. 890 рублей.

В 2011 году максимальный размер субсидии составил 4 млн 55 тыс. 360 рублей при 35 победителях конкурса и общей сумме финансирования в 132 млн рублей.

Протоколы заседаний конкурсных комиссий и Координационного совета, а также документы, на основе которых проводятся конкурсы, методические материалы, справки и другая полезная информация размещены на сайте Минэкономразвития РФ в подразделе "Социально ориентированные некоммерческие организации".