Социальная реклама - один из важнейших аспектов в развитии общественной жизни на сегодняшний день. К сожалению, в нашем городе Смоленске социальная реклама отсутствует как понятие. Приехав в Москву, мы решили провести мини-исследование и выяснить, как обстоят дела с этим волнующим нас вопросом в столице.
Соединив приятное с полезным, мы поставили цель - отследить социальную рекламу в центре Москвы - в московском метрополитене и на улицах города. Наш выбор пал на наиболее посещаемые обычным гостем столицы станции: Тургеневская, Сретенский Бульвар, Китай-Город, Третьяковская, Чистые Пруды, Чеховская, Тверская, Пушкинская, Охотный ряд, Театральная, Площадь Революции, Библиотека им.Ленина, Боровицкая, Арбатская, Александровский Сад и на улицы, расположенные над ними.
Первым делом, мы исследовали метрополитен. Основные темы, на которых сфокусирована обнаруженная социальная реклама в метро: семья, взаимоотношения, патриотизм, а так же проблема вандализма в метрополитене и вопрос отношения к бездомным животным.
Ниже мы приведем более точные данные:
1. Станция Тургеневская - всего 10 плакатов
a. Семья - 4 пл.
b. Алкоголизм - 2 пл.
c. Взаимоотношения - 1 пл.
d. Вопрос отношения к бездомным животным - 2 пл.
e. Проблема вандализма в метро - 1 пл.
2. Станция Китай- Город - всего 11 плакатов
a. Семья - 4 пл.
b. Город - 3 пл.
c. Алкоголизм - 1 пл.
d. Взаимоотношения - 3 пл.
e. Вопрос отношения к бездомным животным - 1 пл.
3. Станция Третьяковская - всего 17 плакатов
a. Семья - 2 пл.
b. Город - 7 пл.
c. Вопрос отношения к бездомным животным - 1 пл.
d. Экологически безопасный транспорт - 2 пл.
e. Патриотизм - 3 пл.
f. Проблема вандализма в Метро - 2 пл.
4. Станция Чистые Пруды - всего 2 плаката.
a. Город - 1 пл.
b. Семья - 1 пл.
5. Станция Сретенский Бульвар - всего 0 плакатов.
6. Станция Чеховская - всего 7 плакатов.
a. Семья - 2 пл.
b. Город - 2 пл.
c. Вопрос отношения к бездомным животным - 1 пл.
d. Взаимоотношения - 1 пл.
e. Проблема курения - 1 пл.
7. Станция Тверская - всего 0 плакатов
8. Станция Пушкинская - всего 2 плакатов
a. Семья - 2 пл.
9. Станция Охотный ряд - всего 0 плакатов
10. Станция Театральная - всего 5 плакатов
a. Семья - 5 пл.
11. Станция Площадь Революции - всего 1 плакат
a. Взаимоотношения - 1 пл.
12. Станция Библиотека им. Ленина - всего 1 плакат
a. Город - 1 пл.
13. Станция Боровицкая - всего 4 плаката
a. Семья - 1 пл.
b. Вопрос отношения к бездомным животным - 1 пл.
c. Взаимоотношения - 1 пл.
d. Город - 1 пл.
14. Станция Смоленская - всего 4 плаката
a. Семья - 1 пл.
b. Вопрос отношения к бездомным животным - 2 пл.
c. Проблема курение - 1 пл.
15. Станция Арбатская - всего 9 плакатов
a. Семья - 2 пл.
b. Город - 2 пл.
c. Взаимоотношения - 2 пл.
d. Вопрос отношения к бездомным животным - 2 пл.
e. Проблема курения - 1 пл.
16. Станция Александровский сад - всего 0 плакатов
Таким образом, на 16 станциях Метро мы обнаружили 73 плаката. На первом месте по количеству плакатов обосновалась тема «Семья», которой посвящены около 33% плакатов.
Далее, по убывающей, следуют темы «Город» (23%), «Вопрос отношения к бездомным животным» (17%) и «Взаимоотношения» (12%).
По 4% приходится на темы «Проблема алкоголизма», «Патриотизм», «Проблема курения», и 3% приходится на тему «Экологически безопасный транспорт».
Изучив социальную рекламу в Метро, мы отправились исследовать «наземную часть» города Москвы.
Пройдя вдоль Тургеневской улицы, мы обнаружили один стенд социальной информации и три плаката, два из которых сообщали о том, что 2008 год - год семьи, а также плакат «Защитим покой домов!».
На Чистых Прудах мы нашли один стенд социальной информации и поздравление горожан с праздником.
На Новокузнецкой улице, на стенде объявлений нами был обнаружен плакат формата А4, с которого Бэтмен призывал нас стать донорами Замоскворецкого района.
На Смоленской станции нам повстречался плакат «Живите Здорово».
В принципе, эти результаты выглядят вполне обнадеживающе. Но мы не можем обойти стороной и некоторые негативные моменты. По нашему мнению, социальная реклама в Москве не отличается высоким качеством и продуманностью размещения, как в Метро, так и на улицах города. Чтобы найти «прячущуюся» социальную рекламу, нам, порой, требовалось много времени и недюжинная смекалка. Реклама оказывалась в самых неожиданных местах: на обратной стороне полусломанного стенда, на неприметных досках объявлений. В Метро для рекламы тоже, зачастую, было выбрано не самое выгодное место - где-нибудь сбоку, за лестницей. Порой несколько абсолютно одинаковых плакатов располагались рядом (по 2, а то и по 3), что тоже, согласитесь, не логично. Так, например, было с плакатами по проблеме бездомных животных - «Мы в ответе за тех, кого приручили», по теме семьи - «Любовь к Родине начинается с семьи», на станции Тургеневская двое пристыженных своими поступками мужчин с плакатов «Пьяный делает много того, от чего, протрезвев, краснеет» смотрели прямо друг на друга.
В наружной рекламе нас удивила и расстроила блеклость и невыразительность исполнения. То, что должно заставить остановиться и задуматься, остается абсолютно незамеченным. Даже нам, порой, было нелегко различить социальную рекламу на фоне городского пейзажа,... не говоря уже о вечно спешащих жителях мегаполиса.
Семья, патриотизм, образование, любовь к своему городу - основополагающие вопросы в жизни общества, социума, и если мы хотим, чтобы этот социум развивался, не стоит оставлять эти вопросы неосвещенными. Хотелось бы, чтобы социальная реклама вышла на свет, а не «пряталась» в тени с обратной стороны стенда!
(в материале были использованы фотографии Овсепян Мари, Усовой Анастасии, Алейчик Галины, Погоранской Натальи, Тихоновой Дарьи)
Исследование проведено группой студентов Смоленского Государственного Университета Овсепян Мари, Усовой Анастасией, Алейчик Галиной, Погоранской Натальей и Тихоновой Дарьей (инициативная группа "Alias")