В Москве открылась ежегодная выставка "Издательский бизнес/Publishing Expo". Уже в четвертый раз представители всех секторов медиабизнеса собрались вместе, чтобы поделиться своими достижениями и обсудить проблемы, стоящие перед отраслью.
В этом году организаторы выставки - Гильдия издателей периодической печати при поддержке Роспечати, Комитета ТПП по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания и Национального координационного совета прессы - собрали в Центре международной торговли более 2500 специалистов в индустрии печатных СМИ. Это представители издательских компаний, типографий, IT-компаний, информационных агентств, распространителей, консалтинговых и исследовательских компаний и отраслевых объединений.
Несмотря на то что выставка является сугубо отраслевым бизнес-мероприятием, государство и власть с каждым годом проявляют к ней все больше интереса. Так, нынешний форум открывал глава министерства связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Новый министр нового министерства говорил не столько о профессиональных проблемах отрасли, сколько о "политической" составляющей этого бизнеса. По его мнению, сегодня время требует прочной связки образа и сигнала информации с каналами ее распространения: "Когда мы развиваем инфоркоммуникационные и медийные технологии, это гарантия свободы слова. В наших условиях она обеспечена потоком информации, помноженным на технологии XXI века". Время любых форм цензуры прошло, а с развитием новых технологий ее осуществление становится весьма затруднительным. Министр уверен, что широкий доступ в Интернет и цифровые технологии обеспечивают свободу слова "лучше, чем закон или поправки в Конституцию. Хочешь сделать прессу свободной - предложи ей широкую технологическую платформу". Щеголев констатировал, что борьба за свободу слова в России закончена, и сегодня эпоха отстаивания свободы слова переходит в эпоху отстаивания качества этого слова: "Задача государства - позаботиться о развитии справедливой конкуренции, поддержке российского бизнеса, его выхода на внешний рынок. Вместе с этим пора подумать о воспитании новых квалифицированных кадров, ограждении их от коррупционного и административного давления, об укреплении этических и профессиональных норм, об эффективности социальной рекламы, о защите прав законопослушных граждан и несовершеннолетних граждан, о борьбе с пропагандой насилия и экстремизма".
Отрасль печатных СМИ демонстрирует высокие темпы роста и инвестиционную привлекательность, и именно состояние средств массовой информации, по мнению главы минкомсвязи, является главным показателем информационного здоровья страны.
Фактически речь Щеголева стала превентивным ответом следующему докладчику - генеральному директору Всемирной газетной ассоциации Тимоти Болдингу, который не разделяет оптимистичный настрой министра. Болдинг обрушил на российские средства массовой информации целый шквал критики. "Доверие к вашим газетам чрезвычайно низкое, и оно оставалось таким на протяжении многих лет. В других странах наблюдается быстрый рост числа периодических изданий. В России не так", - заявил он. По словам Болдинга, российский читатель в среднем читает газету девять минут, прочитывая только заголовки: "Это меньше, чем во всем мире. Например, в Турции читатели тратят на прочтение газеты 57 минут. Только 9% россиян читает ежедневные газеты. При этом в Швеции 90% граждан читают газеты". Досталось от Болдинга не только российским СМИ, но и российским читателям. Болдинг обвинил их в нежелании выбирать и думать:"В соответствии с французским исследованием, которое было опубликовано на прошлой неделе, практически 60% граждан России хотят госцензуру на печать. Возможно, это означает несколько вещей. Россияне не могут пережить то, что им предложит газета, а может быть, они хотят, чтобы государство решало, что им читать". Стоит заметить, что эмоциональные обвинения в адрес россиян главы Всемирной газетной ассоциации, пожалуй, не совсем справедливы и основаны на не слишком проверенных фактах. Согласно опросу социологических служб россияне категорически не желают государственной политической цензуры. Единственное, в чем они выступают за контроль государства над СМИ, так это за введение госограничений при распространении порнопродукции и демонстрации сцен насилия.