Проблемы, возникающие при осуществлении благотворительных проектов ведущими российскими торгово-розничными компаниями, обсуждались в ходе рабочей встречи ритейлеров с представителями благотворительных фондов и организаций, сообщила пресс-служба Общественной палаты РФ.
Открывая встречу, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова рассказала приглашенным представителям торговых компаний о работе Комиссии по развитию благотворительности ОП РФ. «Благотворительность не должна быть анонимной. Она должна быть прозрачной, публичной, известной людям и работать на репутацию компании», - отметила Елена Тополева-Солдунова и предложила ритейлерам поделиться опытом проведения благотворительных акций и рассказать о возникающих проблемах.
Представитель «Леруа Мерлен» Светлана Данилейко рассказала о том, что компания предоставляет своим магазинам возможность самим выбирать благотворительные проекты и организации для сотрудничества. Точно так же магазины сами решают, в какой форме лучше оказывать благотворительную помощь: «В Краснодаре наш магазин работает с общественной организаций „Вторая мама", - рассказала Светлана Данилейко. - И в акциях принимают участие даже сотрудники компании - например, мы делали ремонт для многодетных семей, а тех сотрудников, кто пожелал в этом участвовать, отпускали на полдня с работы». Она же поведала об одной из проблем, с которой столкнулись благотворители: «Мы проводили акцию - помогали детскому дому посадить сад. Решили повесить объявления у касс для сбора средств, но оказывается, согласно российскому законодательству, это незаконно. Собирать средства может только фонд, а мы не имеем права поставить даже коробку для сбора семян!».
Оказалось, проблема, как работать с клиентами в таких ситуациях и решать подобные задачи, волнует не только «Леруа Мерлен». Возможности розничных сетей для сбора средств на благотворительные нужды поистине безграничны, сошлись во мнении участники встречи, однако, из-за законодательных препон инновации ритейлеров зачастую заранее обречены остаться лишь проектом.
Представитель компании «Виктория» Дмитрий Гаглоев рассказал про акцию, когда в магазинах сети ряд продуктов продавался с ярлыком-сообщением о том, что каждый рубль с купленного товара пойдет в фонд помощи больным детям. «Мы перечислили около миллиона рублей, - рассказал менеджер, - но также обнаружили, что у нас увеличились продажи. Поскольку эту прибыль мы не планировали, то перечислили в фонд и ее, однако СМИ категорически отказались писать об этом проекте, считая, что это реклама с коммерческими целями». По мнению Гаглоева, чем больше народу узнает о проводимых благотворительных акциях, тем больше желающих помочь сможет принять в них участие, и СМИ зря считают распространение подобной информации рекламой.
Представитель «Ашан» Мария Курносова с сожалением поведала, что даже когда ее компания проводит чисто благотворительную акцию, вообще без привлечения клиентов и какой бы то ни было коммерческой подоплеки, СМИ тем не менее хотят за размещение этой информации денег. «Как только звучит „Ашан", нам сразу перезванивают из рекламного отдела», - с огорчением констатировала Мария.
В свою очередь Елена Тополева-Солдунова предложила ритейлерам попробовать задействовать в распространении информации социальные сети или вовлекать СМИ в качестве информационного партнера на самых ранних стадиях благотворительного проекта.
«Если бы в СМИ была колонка, посвященная благотворительности, и журналисты каждую неделю звонили нам, теребили, требовали новостей, мы бы тоже, возможно, более активно проводили благотворительные мероприятия», - высказал соображение Дмитрий Гаглоев. Ему возразил главный редактор столичной газеты «Мой район» Дмитрий Сурнин: «Если релиз по вашей акции сводится к призыву „придите, купите товаров в этом магазине", то это, безусловно, реклама. Если же у вас проводятся какие-то концерты, представления, иные мероприятия - мы готовы рассматривать присланные заранее анонсы». Сурнин также констатировал, что современный читатель часто ищет подвох в благотворительных историях, поэтому, чтобы материал бы опубликован, «история должна быть яркой, о том, как удалось что-то изменить».
В ходе дискуссии представители компаний отметили, что некоторые СМИ находят форму, чтобы написать о благотворительной деятельности, а некоторые - чтобы отказать, нередко в грубой форме. Легче размещать материалы в тех изданиях, где компания уже размещает рекламу, то есть уже платит.
Дарья Шадрина, координатор благотворительного фонда «Линия жизни», считает, что нет ничего плохого в том, что компания в результате благотворительной акции повышает прибыль. «Розничные сети - эльдорадо для благотворительности, а также для взращивания гражданского общества, - считает она. - В условиях товарного многообразия дать возможность человеку выбрать ту зубную пасту, от которой часть прибыли пойдет детям или инвалидам означает дать возможность при минимальных усилиях почувствовать себя гражданином, принести пользу». Шадрина назвала это «маркетингом добрых дел».
Генеральный директор ТРЦ «Принц Плаза» Александр Хацкевич заявил, что не очень доверяет разного рода фондам и организациям. «Мне проще самому адресно помочь тем же инвалидам, - пояснил он. - Вот мы в Ясенево нарядили девочек из многодетных семей к выпускному балу - это конкретно, за наш счет. Вы бы видели их улыбки!». Хацкевич считает, что другого механизма для благотворительности не надо и тем более не нужна публичность, то есть привлечение СМИ.
Директор общественной организации инвалидов «Перспектива» Роза Денис подняла вопрос трудоустройства инвалидов и отметила положительный пример компании «Ашан», которая с самого начала своей деятельности в России берет на работу людей с ограниченными возможностями. В частности, кассирами в «Ашане» работают слабослышашие, «и это самые лояльные сотрудники», - подхватила представитель «Ашана» Мария Курносова.
Далее в ходе встречи обсуждался вопрос о доверии фондам и организациям, позиционирующим себя как благотворительные. Ритейлеры рассказали, что нередко чиновники, занимающие высокие посты в местной администрации, предлагают компаниям перечислить средства «на благотворительность» в указанные ими структуры. «Противостоять такому давлению можно только путем придания подобных случаев огласке», - прокомментировал глава издательского дома «Мой район» Григорий Кунис.
В связи с этим возник вопрос о составлении списков добросовестных фондов и организаций, а также обнародовании критериев отбора таких организаций. «Привлечение к участию в акции премьера таким критерием не является», - прокомментировали присутствовавшие на встрече общественники. По их словам, чем больше информации о фонде существует в открытом доступе - сайт, брошюра, отчеты о благотворительных акциях, - тем больше доверия, а список фондов должен быть саморегулируемым.
Подытожив встречу, Елена Тополева-Солдунова предложила вместе искать пути преодоления обозначенных проблем вплоть до предложения поправок в действующее законодательство, отмечает пресс-служба Общественной палаты.
Первый сайт о социальной рекламе в России www.1soc.ru