О том, как автоперевозчик превратил свой маршрут в социальный бренд и сделал его совладельцами потребителей


20 февраля 2011 года

ADME.ru разместил статью блоггера Алексея Цверова, в которой на конкретном примере показывается, как маленький бизнес можно превратить в социальный бренд, завоевав сердца потребителей и сделав их соучастниками общего дела.

«Маршрутка» T171 или взрывная web-волна в действии.

Алексей Цверов


В Нижнем Новгороде есть такой маршрут автобуса 171, наверное, самый популярный и самый длинный маршрут в городе.

 Нижний Новгород

Перед тем, как перейти к самой истории, нужно начать с того, что в Нижнем Новгороде под «маршрутками» понимают автобусы типа ПАЗ, то есть это не микроавтобусы Mercedes или на худой конец ГАЗель, как в Москве, это - «ПАЗики». Их очень много в городе, и фактически на них держится вся транспортная система.

Так исторически сложилось, что у всех нижегородцев 171 маршрут ассоциируется с перевозчиком «ИП Каргин» , который выполняет большинство перевозок по этому маршруту.

Отличие от других перевозчиков

Так произошло благодаря тому, что перевозчик занял с одной стороны социально ориентированную позицию и всегда старался держать цены на перевозки ниже на 1-2 рубля по сравнению с остальными маршрутами. С другой стороны они четко коммуницировали потребителям атрибуты своего бренда и основное рекламное сообщение:

«Маршрутка с желтым бампером, с недорогим проездом, где еще можно что-нибудь выиграть».

Примерно так эту маршрутку воспринимали и воспринимают пассажиры. Чтобы отделиться от остальных перевозчиков они сделали три вещи:

1. цены на рубль дешевле;
2. желтый бампер;
3. ежемесячный розыгрыш призов среди пассажиров.

Благодаря всему этому маршрутка T171 получила народное признание и популярность. Люди часто были готовы потратить немного больше времени на ожидание автобуса, но поехать на T171, чтобы поучаствовать в розыгрыше.

Как проводился розыгрыш

В самом начале пассажиров просили просто собирать билеты в течении месяца и потом в маршрутке просто вывешивали номера выигравших билетов.

Нижний Новгород 

Первоначальный вид билетов на маршруте T171

Нижний Новгород 

Билет со скретч-кодом для розыгрыша.

Чуть позже можно было зарегистрировать билет чрез интернет и посмотреть все результаты on line. И наконец, с какого-то момента можно было мгновенно узнать о выигрыше стерев специальное поле на билете.

Имена и фото победителей с призами вывешивали на самое видное место в маршрутках и на сайте.

Насколько я помню, во времена моей учебы в институте было очень круто, если кто-то из друзей выиграл телефон или фотоаппарат в маршрутке. Я могу сам сказать, что T171 - супер маршрутка, я на ней ездил в институт.

Народное признание и защита бренда

В конце 2010 года у T171 отобрали право на маршрут, точнее «ИП Каргин» проиграл тендер, это при том, что до этого он 10 лет обслуживал это направление и реально люди неподдельно любили маршрутки с жёлтыми бамперами.

Взрывная web-волна в действии

Пассажиры T171 поддержали любимую «маршрутку». В местном форуме тема про то, что маршруток с желтыми бамперами теперь не станет стала очень популярной, люди осуждали действия властей, самоорганизовывались для помощи.

Пассажирам в результате удалось отстоять маршрутку. Узнав о результатах конкурса, пассажиры Т171 начали собирать подписи под обращением к Дмитрию Медведеву и Вадиму Булавинову с требованием оставить именно Каргина на 171-м маршруте. За три дня в поддержку предпринимателя было собрано несколько тысяч подписей нижегородцев. И глас народа был услышан. Мэр Вадим Булавинов в своем интернет-блоге сообщил, что получил «шквал обращений» и потому результаты конкурса отменяет.

После этого в благодарность пассажирам ИП Каргин на 2 месяца снизил стоимость проезда во всех маршутках с желтым бампером.

Заключение

T171 это настоящий локальный бренд, у него нет представительства в соц. сетях, но это социальный бренд. У него есть своя аудитория и она готова защищать его если нужно.
Сам бренд принадлежит потребителям, а не владельцу бизнеса, чего многие не понимают. Потребители решают жить бренду или умереть.

Наличие странички в Facebook не делает ваш бренд социальным, не создает вокруг него настоящего лояльного сообщества, не гарантирует, что в сложные времена потребители придут к вам на помощь.

Не нужно постить развлекательный контент в свои представительства в соц. медиа, думая о том, что именно этого хотят пользователи, нужно занимать социальную позицию в бизнесе и общаться с аудиторией, прислушиваться к ней и благодарить ее за лояльность и тогда в плохие времена для бизнеса ваши потребители поддержат вас.

Они не будут вас поддерживать, если все с чем вы у них ассоциируетесь, это посты про "Доброе утро" и "Как дела" на странице Facebook. Это не главное.

Что необычного:

Много ли вы знаете брендов в области внутригородских перевозок?

Это действительно безумно - сделать бренд из простой маршрутки, но это работает

Много ли вы знаете случаев, когда потребители спасли бизнес?

Вы слышали про кейсы из Нижнего Новгорода?

Источник публикации: www.adme.ru