Татьяна Яковлева: Как показывает практика, соцреклама в течении года способна на 15 - 20% улучшить ситуацию в конкретной проблемной точке


18 ноября 2010 года

В связи с принятием в первом чтении поправок в ФЗ «О рекламе» (в части распространения социальной рекламы), Первый заместитель Руководителя фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», член Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Татьяна ЯКОВЛЕВА отметила:

К сожалению, социальная реклама развивается гораздо медленнее, чем реклама коммерческая. Одной из причиной неразвитости социальной рекламы в России являются трудности с ее размещением в наших СМИ. Рекламодатели, работающие в области социальной рекламы, очень часто получают отказ от размещения их продукта на телевидении, поскольку все время уже продано. Очень сложно поставить социальную рекламу в прайм-тайм.
В результате на сегодняшний день нельзя похвастаться избытком социально-важной информации в отечественном медиа-пространстве. Причем нередко социальные ролики оказываются в эфире тогда, когда у экранов остаются только полуночники. Кроме того, современная социальная реклама зачастую безлика, а потому не эффективна. Отсутствие продуманного подхода к ее созданию, неопределенность целевой аудитории, низкое качество креатива - все это превращает соцролик или агитационный плакат в пшик. Нередко такой наплевательский подход объясняется низкими бюджетами на социальную рекламу.
Надеюсь, что данный законопроект, направленный на создание благоприятных условий для производства и распространения социальной информации, изменит сложившуюся ситуацию. Ведь важность социальной рекламы ни у кого сегодня не вызывает сомнений. Когда на нашем телевидении появился ролик "Позвоните родителям", в России резко увеличилось число звонков. Весь вопрос в подаче. Например, неправильная подача информации о вреде наркотиков с демонстрацией шприцов может, наоборот, вызвать у молодежи желание попробовать наркотики.
В тоже время социальная реклама стала грозным оружием против вредных привычек на Западе. Американцы массово бросали курить после того как широкой общественности стали известны жуткие цифры. От огнестрельного оружия в США погибают 30 тысяч человек в год - это 80 человек в день, почти столько же ежегодно гибнет на дорогах. Злоупотребление спиртным уносит 100 тысяч жизней в год, или 270 человек в день. Тем временем сигареты ежегодно убивают 475 тысяч американцев - это 1,3 тысяч человек в день. Таким образом, курево втрое опаснее алкоголизма, войн и автокатастроф, вместе взятых.
После обнародования таких фактов борьба с курением в США приняла тотальный характер. Причем "снизу", а не "сверху". Курильщиков вытеснили практически из всех сфер деятельности и общественных мест (парки, кафе и даже бары). Их неохотно берут на работу, и они первые кандидаты на увольнение. Сейчас в Америке курят всего 29% населения и 87% из них хотят избавиться от этой привычки. Уверена, что если и в России ежедневно людям наглядно доказывать вред курения и алкоголя, то желающий отправиться на тот свет по собственной воле станет гораздо меньше. Как показывает практика, соцреклама в течении года способна на 15 - 20% улучшить ситуацию в конкретной проблемной точке.
Что касается упоминая спонсоров в соцрекламе, то тут важно соблюсти баланс: не превратить социальную рекламу в стопроцентно имиджевую. Когда важна будет не эффективность рекламной кампании, а первоочередным станет создание организации образа благотворителя, получение ею каких-либо социальных дивидендов. В идеале социальная реклама должна быть одним из инструментов социально ответственного бизнеса, элементом реальной благотворительности, абсолютной бескорыстности, а не способом продвижения «себя любимого».