Открытое письмо мэру города Москвы Сергею Собянину
Уважаемый Сергей Семенович!
Ситуация, сложившаяся в отрасли наружной рекламы в Москве, заставляет нас, представителей ведущих российских профессиональных и общественных организаций этой сферы, обратиться к Вам с этим письмом. Нам не безразличны тот образ столицы, который создается в настоящее время средствами наружной рекламы, та репутация, которую имеет наша отрасль в глазах москвичей, наконец, те богатые потенциальные возможности развития города, роста его позитивного имиджа и инвестиционной привлекательности, которые имеются в нашей сфере, но используются далеко не полностью, а иногда и с отрицательным эффектом.
Проблемы отрасли наружной рекламы в Москве, к нашему стыду и сожалению, давно стали постоянной темой критических выступлений СМИ и оказывают негативное воздействие на общественное мнение. Сфера нашей профессиональной деятельности, которой мы посвятили многие годы напряженного труда, могла бы служить как эффективным средством создания гармоничного облика городских улиц и площадей, так и надежным каналом пополнения городского бюджета.
Но постоянно обсуждаемыми средствами массовой информации, общественностью и простыми горожанами темами, увы, стали низкие эстетические качества ее продуктов, аляповатость, разномастность и бесстилье в оформлении конструкций носителей наружной рекламы, отсутствие четких «правил игры» для операторов рекламной отрасли, несоблюдение официально одобренных городскими властями принципов установки и эксплуатации рекламных конструкций.
В последнее время к этому добавились еще и постоянные сообщения о внимании правоохранительных органов к событиям в нашей сфере, об уголовных обвинениях в адрес руководителей ответственных за наружную рекламу подразделений городской исполнительной власти, о сотнях миллионах рублей недополученных городских доходов, о коррупционных скандалах и готовящихся судебных процессах.
Все это стало возможным, потому что, к нашему огромному сожалению, последние годы политика городского ведомства, отвечающего за отрасль наружной рекламы, в которой мы работаем, не соответствовала деловой этике, не отвечала действующему законодательству и шла против интересов города, рекламной индустрии и рядовых москвичей.
Вот что дает нам основания полагать, что это именно так:
1. На протяжении нескольких лет председатель Комитета по наружной рекламе, информации и оформлению города Москвы Владимир Макаров выступает с идеями и концепциями о сокращении объектов наружной рекламы, упорядочении системы предоставления мест для них. И на протяжении тех же нескольких лет мы (а с нами и все москвичи) наблюдаем за тем, как «сокращаемые» одними компаниями рекламные носители сменяются новыми, принадлежащими уже совсем другим компаниям, часто еще более неприглядными. И как на центральных улицах продолжает размещаться официально запрещенная крупноформатная реклама, а фасады исторических зданий затягиваются огромными рекламными сетками без разрешительных документов. Статистика подтверждает, что, несмотря на продолжающуюся громкую декларативную кампанию Комитета по рекламе за освобождение центра города от рекламы и десятки публичных высказываний его руководителя на этот счет, за время его руководства отраслью суммарная площадь наружной рекламы крупного формата в центре Москвы увеличилась почти в 1,5 раза: с 83 000 кв. м. в 2004 г. до 123 000 кв. м. в 2010 г.
2. Несмотря на многократные обращения общественности в Комитет по рекламе и рассмотрение вопросов на различных комиссиях, в городе не существует публичного реестра рекламных мест и выданных на них разрешений, что позволяет тысячам незаконных рекламных конструкций находиться на улицах города, порождая массу злоупотреблений в этой сфере. Вследствие этого, в конечном счете, страдают и интересы социально ответственного легального бизнеса, и интересы городского бюджета.
3. Неоднократно и со страниц СМИ, и на совещаниях в городском Комитете по рекламе к нам обращались с призывами о том, что бизнес наружной рекламы не этичен в принципе, не способен к самоограничению и потому должен быть сокращен в разы или прекращен. В то же самое время никому не известные компании, не имеющие даже штата сотрудников, негласно «выигрывают» конкурсы на тысячи новых рекламоносителей без указания точных мест их размещения.
4. Все операторы наружной рекламы под видом социальной рекламы бесплатно размещают коммерческую рекламу организаций, которые имеют договоренность с Комитетом по рекламе о попадании в увеличенную (с установленных Федеральным законом «О рекламе» 5% до 15%) квоту на социальную рекламу и городскую информацию. Вместе с этим фонды и организации, в действительности занимающиеся благотворительностью и имеющие потребность в размещении подлинной социальной рекламы, часто не могут пробиться через бюрократические карьеры.
5. Объекты рекламы на дорожных знаках устанавливаются там в полном противоречии с федеральным законодательством, и, несмотря на предписания надзирающих органов, нам не известны случаи активных усилий городского рекламного Комитета по ее демонтажу.
6. Антикризисные меры, утвержденные Правительством Москвы в сфере наружной рекламы, начали реально воплощаться в жизнь только в октябре 2009 года, через год (!) после наступления кризиса. Каждый раз предоставление антикризисных льгот обставляется многочисленными препятствиями со стороны профильного Комитета и затягивается на максимально возможный срок, а решается только вмешательством вышестоящего начальства.
7. В случае наличия разногласий с одними компаниями Комитет рекламы обращается во все возможные судебные инстанции, включая Высший Арбитражном суд. По отношению к другим применяется легализация незаконно установленных конструкций с нарушением действующих Правил путем заключения мировых соглашений в суде.
Список и примеры можно продолжить...
Поистине ситуация с наружной рекламой в Москве доведена до такого состояния, когда на нее больно смотреть, но нельзя не замечать. Система перерегистрации разрешительной документации предельно забюрократизирована и приводит к тому, что тысячи объектов наружной рекламы в городе установлены либо эксплуатируются с нарушением установленных законом правил, что составляет благодатную среду для возникновения и развития целой системы коррупционных отношений между вольными и невольными нарушителями установленного порядка и их кураторами из чиновничьих структур разного уровня. Столь же коррупционогенна запутанная система различных льгот различным компаниям и непрозрачность процедур их предоставления.
Однако эти обстоятельства не избавляют ни нас, ни городские структуры власти от ответственности за состояние дел в отрасли наружной рекламы столицы, за установление в ней четких, прозрачных и исключающих коррупционные проявления порядков.
Уважаемый Сергей Семенович! Мы, профессионалы отрасли, накопившие по многим важным направлениям немалый позитивный опыт решения ее проблем, готовы работать в рамках цивилизованного, управляемого по закону и направленного на повышение инвестиционной и имиджевой привлекательности столицы рынка наружной рекламы. Мы считаем, что развитие нашей отрасли городского хозяйства невозможно без стратегической программы, разработанной совместно городскими властями и рекламным сообществом, без установления четких и ясных правил и принципов взаимоотношений между структурами столичной власти и рекламными операторами. Мы видим пути развития нашей отрасли, способы гармонизации облика и стилевого оформления рекламных носителей, методы повышения доходов городского бюджета в сфере наружной рекламы.
Уважаемый Сергей Семенович!
Может показаться, что наружная реклама - далеко не самая значительная сфера городского хозяйства, требующая Вашего первоочередного внимания. Однако по ситуации в нашей сфере, по тому отпечатку, который она накладывает на внешний облик города, не говоря уже о сообщениях уголовной хроники, москвичи и гости столицы судят о многом, в первую очередь об имидже столицы, и не в последнюю очередь - о качестве управления со стороны властных структур, Специалистами городского планирования, экономистами, архитекторами, входящими в состав наших общественных организаций, подготовлены проектные материалы, которые отражают концептуальное видение отрасли в столице в будущем и реальные пути достижения.
Часть этих материалов мы предоставляли в Комитет по рекламе, но не сумели найти там понимания.
Нам очень хотелось бы обсудить вместе с Вами наши предложения по улучшению положения с наружной рекламой в Москве, пути развития отрасли и вывода ее из состояния «утраты доверия» со стороны горожан. Нам представляется полезным и целесообразным посвятить этим проблемам совещание или заседание с привлечением экспертов, общественности, членов Правительства и депутатов Мосгордумы в любой приемлемой и удобной для Вас форме и поделиться на нем с Вами нашим видением проблем и путей их преодоления.
С надеждой на Вашу поддержку и понимание,
Президент Национальной Ассоциации Визуальных Коммуникаций
Ткачев М.Г.
Председатель Комитета по наружной рекламе Ассоциации Коммуникационных Агентств России
Березкин А.В.
Президент Региональной Ассоциации Наружной Рекламы и Информации
Першин Д.Н.
Источник:
http://www.rosbalt.ru/2010/10/29/785352.html