Александр Шашкин: "Социальная реклама не учитывает мнение людей и не использует данные исследований"


29 июля 2010 года

По мнению генерального директора исследовательской компании OMI Александра Шашкина: «Социальная реклама, которая активно призывает бросить пить ради сохранения здоровья, по-прежнему остается неэффективной, так не только не учитывает мнение людей при формировании рекламных концепций, но и не использует данные исследователей».

В июле 2010 года компанией совместно с Сектором девиантного поведения Института социологии РАН было проведено исследование о потреблении алкоголя россиянами.

Значительная часть исследования была посвящена частоте потребления алкоголя и предпринимаемым усилиям по ограничению его употребления. В ежедневном приеме алкогольных напитков сознались 1,7% респондентов (в 2009 г. - 0,5%). Наибольшая часть опрошенных (23,2%) выпивают 2-3 раза в месяц, в прошлом году - 26,5%. Процент выпивающих несколько раз в неделю, но не каждый день вырос с 10,8% до 14,4 %; а процент выпивающих один раз в неделю снизился с 18,8% до 13,9%. Количество выпивающих только по праздникам тоже снизился с 19,8% до 15, 9%. А вот «запойных» стало чуть меньше - 0,2 %, в то время как год назад - 0,9% от всех опрошенных.

На вопрос «Считаете ли Вы употребление алкоголя частью своей жизни?» 23,3% опрошенных мужчин в 2010 году (15,4% в 2009 г.) и 8,5% женщин (6,8% в 2009 г.) выбрали ответы «да» или «скорее да». Однако подчеркнем - подавляющее число респондентов не считают, что спиртное имеет большое значение в их жизни.

Потребление алкоголя с целью опьянения также оказалось не столь популярно. На вопрос «Как часто вы употребляете спиртное специально, чтобы опьянеть» ответы «Никогда» выбрали 40,8% (41,2% в 2009 г.) респондентов, а «Очень редко» - 27,7% (27,4% - в 2009 г.). Только 1,3% (1,2% - в 2009 г.) опрошенных употребляют алкоголь с целью опьянения каждый раз, когда пьют.

Интересно, что независимо от того, сколько алкоголя употребляют сами респонденты, многие из них высказываются за усиление мер по борьбе с алкоголизмом в стране. 52, 1% (50,6% - в 2009 г.) считают, что необходимо усиление мер по борьбе с алкоголизмом в России, за запрещение алкоголя несовершеннолетним высказались 47,2% респондентов (40,9% - в 2009 г.).

Уточняя мотивы отказа от спиртного у респондентов, выяснилось, что приоритетным является собственная решимость, об этом заявили 58, 5% (55,8% - в 2009 г). На втором месте, по значимости отказа от алкоголя является неприятие респондентом вкусовых качеств алкогольного напитка либо его дальнейшее воздействие, таких респондентов в 2010 году оказалось 30, 9% против 41,9% в 2009 году. Чуть менее трети опрошенных (28,3% - 2010 г., в 2009 г. - 23,3%) не хотят подавать дурной пример детям. Равнозначными оказались позиции «из-за плохой наследственности» и «трезвость - норма жизни», получившие по 24,5% ответов от респондентов в 2010 году. В 2009 году эти же высказывания посчитали для себя актуальными 2,3% и 20,9% соответственно. Интересно, что в прошлом году 16,3% респондентов отказывались от спиртного, чтобы поддержать непьющего близкого человека, а в этом году таких респондентов оказалось только 9,4%.