Результаты исследования, проведенного в два этапа, в 2008 и 2010 годах, показали, что уровень информированности населения о деятельности социально ориентированных НКО значительно возрос. Число положительных ответов на соответствующий вопрос увеличилось с 30% в 2008 году до 50% в 2010 году, отмечает АСИ со ссылкой на авторов исследования.
Изменения касаются и источников, из которых общественность черпает информацию о действующих в регионе общественных или некоммерческих организациях. По словам Игоря Задорина, снизилось влияние телевизионной социальной рекламы, зато возросла роль размещаемых на улицах городов рекламных щитов.
Вместе с тем, наблюдается разрыв между желанием общественности участвовать в деятельности НКО и готовностью принять участие в конкретных акциях и кампаниях. «...в среднем более половины респондентов заявили, что хотели бы участвовать в работе НКО, а в Барнауле и Москве о таком желании заявили около двух третей опрошенных. При этом доля тех, кто реализует свое желание на практике, гораздо меньше. За два года ситуация с вовлеченностью граждан в общественную деятельность фактически не изменилась. При этом среди тех, кто участвует в общественной деятельности, за два года выросла и преобладает группа людей, оказывающих помощь в частном порядке или в составе неформальных групп», - отмечает АСИ.
«Благотворительность становится социальной нормой, но к активным действиям переходят не все. Несоответствие норме люди «прикрывают» заявлениями об индивидуальной общественно-полезной деятельности», - передает агентство слова руководителя исследования Игоря Задорина.
Вместе с тем, по словам Задорина, результаты исследования говорят о положительной тенденции, проявившейся в период между двумя исследованиями: «Наиболее высока готовность помогать детям, пожилым людям, ветеранам, инвалидам. Респонденты готовы сдавать вещи для нуждающихся (41% в 2008 году и 52% - в 2010 году) и кровь в качестве доноров (18% и 27%, соответственно). Участвовать в поездках в детские дома, дома престарелых и др. готова примерно четверть опрошенных».
Между тем, отметил социолог, это расходится с потребностями самих НКО, руководители которых также приняли участие в исследовании в качестве респондентов: «Организациям нужны добровольцы для участия в коллективных акциях - об этом заявили 69% опрошенных, а среди населения желание попробовать такую форму работы выразили только 25% респондентов».
Итоги исследования говорят о том, что при высоком уровне желания участвовать в благотворительной деятельности, опрошенные продемонстрировали к стремление к индивидуальной благотворительной деятельности, а не работе в составе волонтерских групп.
Задорин полагает, что изменения сначала происходят в головах, а уже затем, по прошествии какого-то времени - в поведении. В том, что в головах они уже начали происходить, социолог уверен.
Как отметила руководитель Агентства социальной информации Елена Тополева, оценивая результаты исследования: «Наиболее серьезный вызов для НКО, по данным исследования, - расхождение между потребностями и возможностями общественных организаций и желаниями потенциальных волонтеров».
А вот креативный директор Центра рекламных исследований Grand prix Владимир Вайнер заявил о том, что четкую формулировку того, что хочет целевая аудитория общественных организаций, полученную в результате исследования, можно использовать как «хороший рецепт PR-кампании для НКО».
Социологическое исследование «Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы» проводилось в 2008 и 2010 годах в Барнауле, Калининграде, Краснодаре, Москве, Нижнем Новгороде. В массовых опросах (500 - 600 респондентов) и работе фокус-групп приняли участие жители этих городов в возрасте 25-45 лет. Проводился также панельный опрос руководителей НКО (по 30-37 человек в каждом городе).
Предлагаем вниманию читателей результаты исследования в той его части, которая касается социальной рекламы.
Материалы любезно предоставлены Агентством Социальной информации.
Первый сайт о социальной рекламе в России www.1soc.ru