С 1 июня движение «Наши» начало проводить в Москве социальную кампанию по борьбе с хамством автомобилистов «Стопхам», смысл которой состоит в наклеивании стикеров «Мне плевать на всех! Паркуюсь, где хочу!» на лобовое стекло неправильно припарковавшихся машин. Из-за этого, уверяют организаторы кампании, в столице возникают многочисленные пробки, а пешеходы не могут нормально ходить по тротуарам, машины скрой помощи также часто не могут проехать из-за загораживающих дорогу автомобилей.
«В рамках кампании все водители, вне зависимости от марки и статуса управляемой машины, наличия охраны, пола водителя, и других различий, ограничивающие в правах других участников дорожного движения, будут немедленно получать на лобовое стекло наклейку с описанием совершенного хамского деяния», - отмечают в своей информации «Наши».
За десять дней кампании в столице на лобовое стекло автомобилей, нарушивших правила парковки, уже наклеено больше тысячи наклеек «Мне плевать на всех! Паркуюсь, где хочу!». Мобильные пункты раздачи таких наклеек по сообщениям движения появятся еще в 20 городах страны. 18 июня акцию подхватят в Воронеже, а 21 июня она начнется в Санкт-Петербурге.
Вместе с наклеиванием стикеров на лобовые стекла машин «Наши» фиксируют нарушение на видео.
Представители движения утверждают, что на эту кампанию их подвигла ужасающая статистика дорожно-транспортных происшествий в России: «Каждый год в России на дорогах погибает более 30 тысяч человек, калечатся больше 150 тысяч. Это, в том числе, происходит из-за низкой культуры вождения, пьянства за рулем, неуважительного отношения к другим участникам дорожного движения».
Комиссар «Наших» Мария Кислицина говорит, что в арсенале кампании уже есть более сотни видео нарушителей.
«Наши» также утверждают, что не делают различий между «Жигулятами» и роскошными иномарками и машинами с «неприкасаемыми» номерами, добавляя, что владельцы дешевых авто гораздо сговорчивее, когда речь идет о предложении исправить нарушение и перепарковаться.
Между тем кампания «Стопхам» вызвала неоднозначное отношение со стороны автомобилистов и представителей других общественных движений. Некоторые издания отмечают, что далеко не все нарушители получают от «Наших» метку на лобовое стекло. Был зафиксирован случай, когда стикер не наклеили на машину с «неприкасаемым» госномером.
Представитель петербургского отделения Товарищества Инициативных Граждан России (ТИГР) Александр Расторгуев заявил в интервью интернет-газете «Фонтанка.ру»: «Можно распечатать плакаты с аналогичным содержанием и оставлять их под дворниками. У кого есть совесть - тот поймет, а у кого - нет, тому и наклейки не помогут исправиться. Зачем заставлять людей мучиться, нервничать, тратить время на очистку машины?»
Хулиганской акцию считает председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. По его мнению наклейки на лобовом стекле не только порча чужого имущества, они еще и ухудшают обзорность, чем косвенно создают возможность для дальнейшего нарушения ПДД и аварийных ситуаций. Общественник предлагает другие методы. «Можно действовать менее агрессивно, например, размещать в социальной сети в группах типа «Я паркуюсь, как идиот» фотографии нарушителей - быть посмешищем страшнее, чем наклейка на лобовом стекле», - цитирует «Фонтанка.ру» Холодова.
Практически все СМИ отмечают, что наклеивание стикеров на лобовое стекло со стороны водительского места является грубым нарушением, не говоря уже о том, что никто вообще, кроме хозяина автомобиля, не имеет права ничего на него наклеивать.
Некоторые из «Наших» по сообщениям СМИ уже побывали в милиции. Как сообщил информационный портал «Автосфера.ру», в Козицком переулке ребята наклеивали стикеры наобум, не определяя точно, нарушил автомобилист правила или нет. Практически все машины, припаркованные там, были «украшены» наклейками кампании «Стопхам». Автор публикации в «Автосфере» утверждает, что водители крайне раздражены тем, что происходит с их автомобилями. Они всеми средствами - от перочинных ножей, ногтей и расчесок до воды - пытаются сдирать наклейки, что плохо получается.
Прибывшие на место милиционеры задержали активистов борьбы с нарушителями ПДД, а в отделении составили протокол об административном правонарушении. Однако руководство организации, как сообщает официальный сайт «Наших», намерено отстаивать правоту участников кампании в судах, если возникнет необходимость.
Вместе с тем эксперты утверждают, что в борьбе за свою правоту в правоохранительных органах и в судах «Наши» могут проиграть.
«Они нарушают статью 8.13 пункт 1 Кодекса об административных правонарушениях Москвы - «размещение объявлений или иных информационных материалов вне специально отведенных для этого мест», - цитирует «Фонтанка.ру» не названный источник в столичной администрации. - Им может грозить административный штраф в размере до 2,5 тысяч рублей с человека».
Кроме того, по сообщению все той же «Фонтанки.ру» председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов заподозрил «Наших» в лоббировании интересов производителей рекламной продукции. По его словам, стикеры «Мне плевать на всех! Паркуюсь, где хочу!» стоят довольно дорого. Его организация, уверяет Холодов, однажды заказывала стикеры в 15 раз дешевле.
«Фонтанке» однако не удалось выяснить бюджет кампании, так как по утверждению издания, «Наши» не обнародуют расходов на свои мероприятия.
Комментарий 1soc.ru:
Акция «Наших» выглядит как качественный информационный повод, с яркой картинкой, с провокационным, обсуждаемым контентом. Но
1. при просмотре видеозаписей встреч с водителями видно, что наклейки сделаны так, чтобы их было неудобно приклеивать - это скорее для видео и фотокартинки, если была бы цель «маркировать» хамов с последующим размещением видео в сети, то наклейка должна была бы быть размером с ладонь. Это хорошо известно тем, кто использует наклейки в информационной работе.
2. Молодые люди, судя по диалогам на видеозаписях, не прошли качественный инструктаж, и руководство движения осознанно посылает их на правонарушение и риск, без соотвествующей подготовки.
3. И главное. Не определена практическая польза, результаты проекта. Например, таким результатом могла бы стать контроль за порядком на такой-то улице города, территориях с наиболее проблемным трафиком, или размещение номеров авто в сети с выяснением личности нарушителя и последующим оформлением правонарушения в ГИБДД, или, что еще более актуально, анализ реальной ситуации причин отсутствия парковок в городе, нарушений при строительстве, при «приватизации» части дорожного покрытия рядом с административным зданием, с отсутствием организованных парковок при наличии «серых» сервисов, отсуствии информации о наличии парковок и т.д.
Т.е. движение создает видимость движения, но не берет на себя никакой реальной ответственности за решение используемой проблемы.
Сотрудники редакция сайта 1soc.ru готовы в рамках давнего взаимодействия с представителями движения по обучающим и социальным программам предложить скорректировать начавшуюся кампанию «СтопХам» для повышения её реальной эффективности при наличии запроса со стороны организаторов акции.
Первый сайт о социальной рекламе в России www.1soc.ru