Сергей Железняк: Социальная реклама должна быть платной


15 мая 2010 года

14 мая 2010 года на заседании Экспертного совета по рекламе при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации "Правовое регулирование социальной рекламы" депутат ГД Сергей Железняк представил экспертам рынка проект №95177-5 во втором чтении ФЗ "О внесении изменений в статью 10 ФЗ "О рекламе".

В рамках предложений эксперты выделили несколько моментов закопропроекта, который уже планировался выйти во второе чтение в декабре 2008 года, и через полтора года снова пробует пройти этот шаг.

В тексте, который должен быть опубликован на сайт ГД РФ предлагается, в частности:

Дополнить статью 10 частью 5:
"Заключение договоров на распространение социальной рекламы осуществляется рекламораспространителем в порядке очередности поступления соотвествующих обращений. При этом рекламодатели - органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, пользуются преимущественным правом на заключение договоров на распространение социальной рекламы."

По мнению экпертов такое правило с одной стороны может ударить по сохранению формата и качества содержания СМИ, так как это положение создает условия для потери сущесвующего сейчас права выбора - размещать или нет поступающую социальную госудаственную рекламу, и с другой стороны напоминает создание спецочередей советского времени с преимущественными правами, не на основе качества контента для СМИ, а на основе административного ресурса рекламодателя.

Также законопроект предполагает в части 4 статьи 10 заменить слова "и о спонсорах" словами, разрешающими размещать на материалах социальной рекламы информации "о политических партиях, иных общественных объединениях, в наименованиях которых не используются наименования иных юридических лиц либо производные от таких наименований слова, а также о религиозных организациях".

Редакция сайта 1soc.ru напоминает, что исходно этот текст активно обсуждался еще в 2006-2007 годах и был внесен еще в 2008 году году, - до подписания целого ряда важнейших для развития социальной рекламы документов на уровне высшего управления страны. В частности, в июле 2009 года премьер-министр В.В. Путин подписал Концепцию содействия развитию благотворительности и добровольческой деятельности, на основе которой разработаны нормы и механизмы поддержки благотворительности в России, а в конце 2009 года в ежегодном обращении к Федеральному Собрании Президентом Д.А. Медведевым четко прописана позициия в отношении поддержки и развития социально-ориентированных НКО и т.д. Ничего из этого не нашло отражения в поправках. Т.е. текст поправок практически не учитывает изменения, произошедшие в стране за время 2009 года, за время кризиса, и, как отметили некоторые экперты заседания в частных беседах, морально и содержательно устарел.

И еще одно предложение касается вопроса платности и бесплатности производства и размещения социальной рекламы. Депутат Сергей Железняк считает что, социальная реклама должна быть исключительно платной. Видеозапись этого обоснования, к сожалению, (при съемке на любительский фотоаппарат) с трудом, но все-таки позволяет услышать обоснование этого предложения.

Конечно, в поправках есть положения, которые необходимо принимать, например предложение, которое ФАС, как правило, по факту уже реализует, но без специальной нормы закона: "в случае, если настоящим Федеральным законом установлены требования к объему рекламы, размещаемой в средствах массовой информации, социальная реклама не учитывается в таком объеме."

В любом случае, данные поправки депутата можно и необходимо согласовать с существующими реалиями медийного и социального развития страны, и, в этом случае, возможности рассмотрения и их одобрения во втором чтении будут значительно выше.

Редакция первого сайта о социальной рекламе www.1soc.ru