В Иванове грядет передел на рынке наружной рекламы


4 июня 2008 года
На рынке наружной рекламы в областном центре грядут серьезные перемены. В Ивановской городской думе на рассмотрении находятся два документа, принятие которых могут серьезно скорректировать правила игры и состав игроков на этом рынке.

Первый проект решения Ивгордумы, получивший одобрение комитетов, касается увеличения базовой ставки для расчета оплаты за право размещения средств наружной рекламы. Второй - поправки в ряд нормативных документов, регламентирующих размещение и оформление "наружки" в областном центре, также одобрен депутатами на заседаниях комитетов. Так что скорее всего, на ближайшем пленарном заседании, которое состоится в день выхода этого номера газеты, 28 мая, они будут приняты.

Делайте ваши ставки...

Больше всего эмоций вызывает грядущее повышение базовой ставки на право размещения наружной рекламы. Ивановские власти намерены поднять ее на 54 %: с 650 рублей в год за 1 кв. м рекламного изображения до 1 тысячи рублей (без НДС). Мотивация мэрии, озвученная перед депутатским корпусом начальником управления по делам наружной рекламы Натальей Шеяновой, такова: базовая ставка в Иванове не менялась с 2003 года. Все это время власти не пересматривали ее, так как считали, что этот рынок в областном центре развит недостаточно, и надо дать предпринимателям время, чтобы освоить его. Теперь же, когда игроков на этом поле появилось довольно много, можно получать деньги за право пользование муниципальной землей и имуществом по полной программе. Кроме того, вырос спрос на наружную рекламу, и рекламные агентства, занимающиеся ее размещением, за эти 5 лет существенно повысили на нее цену. Так, по данным, приведенным Н.Шеяновой, в 2004 году средняя сумма от продажи одной поверхности в центре Иванова на щитовой установке размером 3х6 м составляла 10 тысяч рублей в месяц, а сейчас - 15 тысяч (рост 50 %). В то же время размер оплаты, взимаемой с рекламораспространителя за размещение рекламы на установке 3х6, находящейся в центре города и имеющей подсветку, в соседних областных центрах и крупных городах существенно выше. Так, во Владимире она составляет 39тысяч 310 рублей в год, в Ярославле - 36 тысяч рублей, в Череповце - 37 тысяч 325 рублей, в Костроме 18 тысяч рублей, в Иванове - 13 тысяч 923 рубля в год. При этом инфляция в России за эти 5 лет по официальным данным составила (по сравнению с 2003 годом) более 45 %.

Новую базовую ставку предлагается ввести с 1 июля 2008 года и пересматривать ее ежегодно. По подсчетам чиновников, при этом муниципальный бюджет за оставшиеся 6 месяцев 2008 года пополнится на 1,5 млн рублей.

Предприниматели, работающие в сфере размещения средств наружной рекламы, естественно, реагируют на подобные перспективы, мягко говоря, негативно. Так, в адрес председателя Ивгордумы от имени областного некоммерческого партнерства поддержки предпринимательства "Центр" было направлено письмо, в котором, в частности, говорится: что столь резкое повышение платы за право размещения наружной рекламы в Иванове приведет к ряду негативных последствий на этом рынке. Во-первых, эти меры "больно ударят по широкому ряду местных предприятий среднего и малого бизнеса, только встающих на ноги в жесткой конкурентной рыночной борьбе с крупными национальными компаниями. Единовременное резкое увеличение базовой ставки на 54 % неизбежно приведет к скачку цен на услуги наружной рекламы в среднем на 30 %, что губительно скажется на возможностях местных рекламодателей среднего и малого бизнеса продвигать свои товары и услуги на ивановском рынке через средства наружной рекламы и снизит их конкурентные возможности перед крупными компаниями". Во-вторых, по мнению "Центра", эти меры приведут к тому, что рекламные места будут пустовать, город заполонят "белые полотна", а на рынке наружной рекламы начнется кризис, большинство средних и мелких агентств закроются или уйдут в теневой сектор.

"На сегодняшний день одно рекламное место приносит на аукционе до 700 тысяч рублей (Кстати, с 1 июля 2008 года право размещения рекламы на существующих конструкциях, проще говоря, рекламное место будут продаваться только с аукциона, в соответствии с требованиями федерального законодательства, но об этом отдельный разговор. Ивановская мэрия уже провела несколько подобных аукционов, которые существенно пополнили городской бюджет.), - отмечают предприниматели. Предлагаемое управлением по делам наружной рекламы повышение ставки по расчетам самого управления даст увеличение бюджета на 1,5 млн рублей - это всего два хорошо подготовленных места, проданных на аукционе". Кроме того, предприниматели уверены, что "все последние инициативы управления по делам наружной рекламы, информации и оформления города идут вразрез со стратегическим курсом руководства страны по поддержке малого и среднего бизнеса.

НППП "Центр" не ограничивается критикой и предлагает создать рабочую группу по обсуждению этого вопроса и привлечь членов "Центра" для работы в ней. Также партнерство выдвинуло предложение для сохранения стабильности рынка повысить ставку только с 1 января 2009 года и не более чем на 15 % и далее единовременно повышать ее не более чем на 20 %.

Надо отметить, что этот вопрос вызвал бурные дискуссии на заседаниях комитетов Ивгордумы. Недоумение вызвало, например, повышение базовой ставки не с начала года, как, например, ставок арендной платы или земельного налога, а в середине года. Дело в том, что многие компании заключают с рекламораспространителями договоры на год, так что повышение ставки с 1 июля приведет либо к убыткам рекламных агентств (если они не поднимут стоимость рекламы), либо проблемам с рекламодателями вплоть до расторжения договоров. Депутат Сергей Куприянов предложил поднимать ставку, но поэтапно, на 25-30 % ежегодно.

С другой стороны, ряд депутатов, в том числе спикер Ивгордумы Вячеслав Сверчков, уверены, что никаких "белых полотен" в Иванове не будет. "В мае, июне и июле в Иванове проходит много массовых мероприятий, и когда мы пытались разместить социальную рекламу и информацию о них, то даже за деньги практически не могли найти места, - заявил В.Сверчков. - И не только мы, и правительство области тоже". То есть, делают вывод депутаты, спрос на этом рынке столь велик, что пустовать рекламные места не будут. Депутат и предприниматель Сарраф Мамедов привел следующие данные: по его информации, с каждого рекламного щита компания-рекламораспространитель имеет в среднем 300 тысяч рублей в год, при этом отчисляя в муниципальный бюджет 25 тысяч рублей. "Мы дали им несколько лет, чтобы они смогли встать на ноги, теперь надо поднимать ставку", - заявил он.

В итоге большинство депутатов, входящих в комитеты по экономической политике, по бюджету, по городскому хозяйству и по законности, поддержали мнение администрации областного центра. Вопрос вынесен на пленарное заседание.

Нет белым пятнам!

Заявления предпринимателей о том, что городской пейзаж в Иванове скоро покроется белыми пятнами пустующих рекламных щитов, озвученные ранее, как выяснилось, несостоятельны по весьма простой причине: параллельно на рассмотрение комитетов Ивгордумы был вынесен еще один проект решения, касающийся порядка размещения средств наружной рекламы, особенностей их содержания и оформления и т.д. В частности, этот проект (как пояснила начальник управления правового сопровождения и контроля ивановской мэрии Юлия Барулина, он предлагается к принятию в связи с вступлением в силу соответствующего федерального законодательства) предусматривает, что "ни одно из информационных полей отдельно стоящей щитовой конструкции не должно оставаться без размещения рекламы, социальной рекламы".

Кроме ряда технических или уточняющих поправок, в проекте решения содержатся и вполне революционные. Так, он предполагает деление областного центра на три зоны и регламентирует размеры щитовых конструкций. Начальник управления по делам наружной рекламы Наталья Шеянова несколько месяцев назад на пресс-конференции говорила о том, что разрабатывается проект, в соответствии с которым из центра города будут ликвидированы рекламные щиты размером 3х6 м. И вот теперь, в случае принятия этот решения Ивгордумой, в первой зоне, в которую входит весь исторический и не очень исторический центр Иванова, площадь рекламных щитов будет составлять не более 10 кв.м. Правда, размеры брандмауэров, крышных конструкций, видеоэкранов и т.д. эти ограничения не касаются.

Запрещается размещение средств наружной рекламы и информации на кованых и сквозных ограждениях территорий, газонов и дорог (кроме плоскостных конструкций для афиш, объявлений и городской информации), а также на деревьях. Не допускается размещение рекламы на информационных стелах, расположенных на территории АЗС.

Самый принципиальный момент: выделение места для размещения рекламных конструкций теперь будет проводиться только на конкурсной основе. Оценивать начальную стоимость будут независимые оценщики. Порядок подачи заявления на размещение рекламной конструкции и проведения торгов определен, как и внесудебный порядок демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций. Несколько изменена формула, по которой производится расчет платы за право размещения наружной рекламы: теперь наличие или отсутствие подсветки вынесено в отдельный коэффициент (ранее подсветка учитывалась в коэффициенте, определяющем внедрение сложных современных технологий).

Проект решения "О внесении изменений и дополнений в решение Ивановской городской Думы "О приведении в соответствие с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" нормативно-правовых актов муниципального образования городской округ Иваново в сфере наружной рекламы" был одобрен на совместном заседании комитетов Ивгордумы по бюджету, по городскому хозяйству и по законности. Так что изменения на рынке наружной рекламы в Иванове - всего лишь технический вопрос.

Александр Вафин, руководитель представительства компании News Outdoor в г.Иваново (ООО "АПР-Сити/ТВД")

С принятием новой базовой ставки на размещение наружной рекламы продажи компаний, занимающихся "наружкой", неизбежно упадут, поскольку резко снизится спрос на подобные услуги. Мелкие местные рекламные фирмы понесут наиболее серьезные убытки. Возможно, что некоторые из них будут вынуждены закрыться.

Впрочем, резкое повышение цен на "наружку" негативно скажется не только на игроках рекламного рынка. Пострадают и потенциальные заказчики, то есть фактически весь региональный бизнес. Не каждая, даже более-менее крупная, ивановская фирма сможет позволить себе в одночасье резко увеличить рекламный бюджет. Пожалуй, новые расценки "потянут" только компании национального масштаба, например, мобильные операторы или магазины бытовой техники. Соответственно, конкурентоспособность ивановского среднего и малого бизнеса резко снизится.

Кроме того, резкое увеличение базовой ставки в середине года, когда уже сформированы бюджеты компаний-заказчиков и подписаны договоры с ними, может не просто внести дисбаланс в отношения рекламных агентств с клиентами, но и в некоторых случаях привести к разрыву договоров. В результате рекламные конструкции начнут в массовом порядке завешиваться белыми полотнами, что вряд ли украсит город.

То, что право на аренду рекламных конструкций будет предоставляться только через аукцион, я тоже считаю не совсем взвешенным решением. Нововведение приведет к тому, что в этот бизнес ринется множество непрофильных компаний, располагающих "свободными" деньгами, которые нужно куда-то вложить. Мэрии, которая стремится как можно больше заработать, это выгодно. Такие фирмы, по понятным причинам, практически не владеют ситуацией на рынке и хуже осведомлены о реальных ценах на те или иные рекламные носители. Поэтому они с большей легкостью выкладывают крупные суммы. У компаний, специализирующихся на наружной рекламе, каждая копейка на счету. Так что когда им приходится соревноваться с непрофильными фирмами, они попадают в довольно незавидное положение. Это вносит дисбаланс в ситуацию на рынке "наружки".

На последнем аукционе, который мэрия Иванова проводила сравнительно недавно, право на аренду рекламных конструкций получили непрофильные компании, сумевшие предложить наибольшую цену. Но опыт показывает, что в конечном итоге, столкнувшись с реалиями рынка и опасаясь, что вернуть вложенные средства не удастся, непрофильные компании через некоторое время обращаются к рекламным агентствам с просьбой оказать содействие или ищут пути ухода с рынка наружной рекламы. Однако к тому времени дестабилизация рынка уже произойдет и пострадают от этого не только местные рекламороспространители, но и рекламодатели.

Необоснованно завышенные тарифы на аренду рекламных носители порождают рост цен на "наружку". Из-за чего у представителей мэрии создается иллюзия свехдоходности и сверхпривлекательности бизнеса наружной рекламы и, как следствие, появляется желание повысить арендные платежи (в данном случае - базовую ставку).

Складывается впечатление, что при расчете новой базовой ставки и разработке новой концепции вообще не учитывалась экономическая составляющая вопроса. Более того, не очень понятно, почему эта работа велась кулуарно, и никто из участников рынка напрямую к ней не привлекался. А между тем, я уверен, им есть что предложить и это сотрудничество пошло бы только на пользу городу.

Андрей Власов, генеральный директор компании "Иваново-реклама"

Думаю, что спрос на наружную рекламу упадет даже у крупных операторов (федеральных сетевых компаний). Дело в том, что крупные предприятия планируют свой рекламный бюджет на год вперед. Если в годовом плане на рекламу уже заложена какая-то сумма, то вряд ли она будет увеличиваться. Повышение цен на рынке "наружки" приведет к тому, что либо этот вид рекламы станет менее востребованным, либо заказчики перекроят свои бюджеты, и денег недополучат, скажем, телевизионные или печатные СМИ.

Нужно понимать, что в данном случае ивановская администрация выступает не только как субъект власти, но и как бизнес-партнер рекламных компаний. Соответственно, хотелось бы, чтобы, устанавливая цены на рекламные носители, в мэрии учитывали не только необходимость заработать денег, но и рыночные условия, а также интересы партнеров по бизнесу.

Впрочем, не могу сказать, что для меня предлагаемые меры стали неожиданными. Жаль, что в этом не принимали участие сами игроки рекламного рынка.

Ольга Толкунова, директор компании "Диво-Дизайн"

Ужесточения правил работы на рынке наружной рекламы мы ждали давно. Тем не менее, готовы к этому далеко не все. Думаю, мелкие рекламные агентства будут вынуждены уйти с рынка "наружки". И от этого проиграют, прежде всего, рекламодатели. Сейчас на рынке существует достаточно серьезная конкуренция. Это обстоятельство, с одной стороны, сдерживает рост цен, а с другой - положительно влияет и на уровень качества выполнения работ. В условиях монополии или сокращения числа участников рынка цены будут расти быстрее, при том, что "заморачиваться" на качестве будет уже ни к чему.

Игорь Базанов, заместитель директора компании "Пирамида"

Обычно мы заключаем долгосрочные контракты на размещение рекламы на тех или иных носителях. Из-за роста цен эти контракты придется корректировать. Вообще это нормальная практика. Есть только одно "но". До сих пор цены на "наружку" росли вместе с ценами на материалы. То есть стоимость рекламы никогда не вырастала в разы. Сейчас нам придется объяснять заказчикам, почему мы увеличиваем расценки в 2 раза. Можно предположить, что многие договоры будут расторгнуты. И в данном случае деньги потеряем не только мы. Снижение наших доходов - это сокращение налоговых поступлений в бюджет.

Я не сомневаюсь в том, что правила игры на рынке наружной рекламы давно нужно было привести в систему, но делать это, наверное, стоило постепенно.

Анна Семенова, Евгения Кутахина,

Источник: http://www.chastnik.ru/info.html?id=27004&sеction=30&module=6