Агентство социальной информации сообщило, что эта конференция является преемственной по отношению к конференции "Повышение доверия к НКО: российский и международный опыт", которая в феврале 2009 года прошла в Москве.Некоммерческие организации по-прежнему, как и год назад, упрекают в непрозрачности, отмечает агентство. Значительная часть НКО не знает, как переломить ситуацию или не имеет на это средств, другие не готовы к полной открытости и подотчетности, констатировали участники конференции.
При этом многие НКО осознали проблему недоверия к их деятельности как ключевую и начали искать пути ее решения, в том числе формулировать новые требования к открытости, подчеркивают организаторы конференции, формулируя смысл ее проведения и задачи, которые стоят перед ее участниками.
"Говоря о доверии к НКО, мы говорим, прежде всего, о тех механизмах, технологиях и управленческих практиках, которые позволяют организациям это доверие построить, - подчеркнула руководитель направления "Ресурсный центр для НКО" Центра развития некоммерческих организаций (Санкт-Петербург) Анна Орлова. - Как бы хорошо организация ни действовала, если она не найдет ресурс для внедрения практик доверия, через некоторое время она проиграет".
Если НКО не предоставляет о себе информацию - ее создадут за нее и без нее, и не следует удивляться, что общество будет неверно о такой организации информировано, считает директор Центра рекламных исследований Grand Prix Владимир Вайнер.
Доверия к организации не может быть без грамотного использования PR-технологий, наличия профессиональных сотрудников и волонтеров, готовых ответить на вопросы стейкхолдеров, а также этических стандартов и самоорганизации (саморегулирование) в секторе в целом, считает А. Орлова.
Агентством социальной информации на протяжении последнего года реализовывалась Программа укрепления поддержки НКО, в которую были вовлечены многие НКО и россияне, напомнила Е. Тополева.
При этом В. Вайнер считает, что "формирование имиджа НКО-сектора невозможно, так как ...под аббревиатурой НКО могут быть юридические лица бизнеса, общественного и государственного сектора". С этим согласна директор по развитию ООО "АСИ консалтинг" Любовь Аленичева. "У сектора в целом очень разные задачи и очень разные потребности", - считает она. А вот на уровне организаций определенной тематики работающие механизмы мониторинга и контроля это сделать реально, если есть готовность самих НКО к объединению, наличие среди них лидеров и признание легитимности таких объединений властью. В противном случае может усилиться неорганичное для сектора государственное регулирование (появятся новые неудобные законы, назначенные сверху псевдосаморегулируемые организации или приживется идея сертификации деятельности НКО), предостерегла Л. Аленичева. Какой бы ни была власть, с ней нужно взаимодействовать - в этом тоже проявляется профессионализм НКО, убеждена она.
Усилиями одних лишь некоммерческих организаций проблему недоверия к сектору не решить - организации вынуждены функционировать в непростых внешних обстоятельствах, согласна с коллегой директор АСИ. Даже несмотря на то, что по сравнению с ситуацией трехгодичной давности "общее потепление по отношению к НКО" происходит как со стороны федеральной власти (началась законодательная работа по улучшению условий функционирования третьего сектора), так и со стороны простых россиян (возросла популярность благотворительности и добровольчества).
"Уровень доверия к чему-либо не очень различается в группах информированных и неинформированных об этом", - отметила директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ГУ-ВШЭ Ирина Мерсиянова. Чтобы сформировать доверие к некоммерческим организациям, нужно именно вовлекать россиян в их деятельность, предположила исследователь. Об этом косвенно свидетельствуют данные одного из исследований ГУ-ВШЭ, согласно которому абсолютное большинство россиян своему ближайшему окружению доверяет в несколько раз больше, чем людям в целом.
Треть россиян доверяет НКО хотя бы одного вида, лишь 4% доверяет НКО более чем пяти видов (обществам защиты прав потребителей - 11%, профсоюзам и ветеранским организациям - 8%, садовым и дачным товариществам - 7%, обществам инвалидов - 6%, остальным - не более 4%). Вопросы доверия к НКО И. Мерсиянова предлагает рассматривать в контексте уровня доверия в стране в целом. Количество тех, кто считает, что "в отношениях с людьми следует быть осторожными", с 2006 года увеличилось на 4% и составляет 78%, сообщила Мерсиянова. По этому показателю Россия сравнима с Украиной, Словенией, Грецией, Францией, Венгрией и рядом других стран, опережает Турцию и Португалию, но в разы отстает от многих других государств, например Дании, Норвегии и Швеции. Хуже всего обстоят дела в Санкт-Петербурге, Москве, Брянской, Ивановской, Кировской, Тульской, Челябинской, Тюменской и других областях - там уровень недоверия выше среднего. Среди респондентов с образованием ниже среднего и низкими доходами, а также проживающими в средних и малых городах России доля доверяющих людям ниже, сообщила И. Мерсиянова.
Из организаций россияне больше доверяют церкви (43% против 4% недоверяющих) и Вооруженным силам (35% против 5%), меньше всего - крупному бизнесу и госмонополиям (1% против 21%), политическим партиям (3% против 22%) и прессе (8% против 27%).
Источник: www.asi.org.ru