Траур по указке
Мы пока даже демонстрировать солидарность и сострадание (не то что проявлять их) можем только по указке сверху.
В 12 часов дня я включила телевизор, чтобы послушать последние новости о событиях в московском метро и попала на картинку канала ДТВ: показывали взрыв многоэтажного здания. Мой испуг перешел в негодование, когда за кадром раздался хохот: оказывается, я попала на юмористическую передачу «Самое смешное видео», которое, если верить анонсу на сайте ДТВ, «до сих продолжает собирать у экрана любителей смотреть, а также снимать на пленку анекдотичные курьезы обычных людей».
Подобная передача в эфире выглядит сегодня такой же «злободневной», как и рекламные заставки на «Эхе Москвы», перемежающие регулярные сообщения о жертвах и включения очевидцев: «Вы ушиблись? Боли в мышцах? Препарат «Долгит» вернет вам радость движения».
Для справки: на снятие рекламы из радиоэфира требуется 4 секунды, на телевидении - до 12 часов. Но ни один федеральный телеканал из тех, с кем мне сегодня удалось пообщаться, не планирует с 20:00 отказываться от рекламных заставок. Радиостанции тоже собираются снять рекламу только завтра, в официально объявленный день траура, как того требует законодательство.
«Мы решили не отказываться сегодня от размещения рекламы, потому что она у нас не оголтелая, а, как правило, социально значимая», - заверил меня заместитель руководителя пресс-центра ТВЦ Александр Павлов, в то время как по каналу крутились ролики: МТС - «оператора хорошего настроения», «Фруктового сада» («будет счастлива вся семья») и реклама «Нурофена», в которой мама рассказывала, что сегодня у нее был чудесный день, она гуляла с детьми, но вдруг разболелась голова.
«Я удивлюсь, если телеканалы сегодня не снимут рекламу. На мой взгляд, она не совсем уместна в такой день и никаких положительных эмоций вызывать не будет. Поэтому и рекламодатели едва ли воспримут снятие ее из эфира как ущерб. Я уверен, что среди наших клиентов нет таких, которые бы в этой ситуации предъявили претензии к телеканалам», - считает Сергей Коптев, председатель совета директоров и CEO группы VivaKi Russia , возглавлявший раньше комиссию АКАР по этике.
Его мнение разделяют и рекламодатели. «Наша рекламная кампания закончилась в минувшую пятницу, но, продолжайся она сегодня, мы бы сняли ролики из эфира и никаких претензий к каналам бы не предъявляли, если бы они сделали этого без нашего ведома», - заверила директор по маркетингу «Мира кожи и меха» Людмила Ермолаева.
Но у представителей СМИ на этот счет своя позиция, они не хотят терять деньги: «Мы не в первый раз сталкиваемся с такими форс-мажорами, долги все равно придется отдавать, - говорит Анатолий Кузичев, генеральный продюсер радио «Вести FM». - Сложилось уже джентльменское соглашение, что когда откипят основные страсти, ролики нужно будет докрутить». На станции «Вести FM», к примеру, уже «задолжали» нескольким рекламодателям, размещавшим информацию о культурно-массовых мероприятиях: редакция все же решила снять их ролики из эфира, посчитав рекламу слишком эмоциональной, и оставила для трансляций только «нейтральную». «Эти рекламные ролики очень привычные для радиоформата, и надеюсь, радиослушатели не воспримут их как цинизм или попытку заработать даже в такие дни», - говорит Кузичев.
Может, и не воспримут. Но, вообще, в дни трагедий начинаешь по-другому оценивать понятие «нейтральности» в телевизионном и радиоконтенте. Так, главная кнопка страны - «Первый канал», - как рассказала его официальный представитель Лариса Крымова, заменил только одну передачу: «Другие новости» на спецвыпуск новостей. «Больше никаких изменений не ожидается, так как у нас нет на сегодня развлекательных программ», - прокомментировала она. (Конечно, разве рассчитывает «Первый» кого-то развеселить, показывая преображение дурнушки в принцессу в «Модном приговоре» или давая сравнительный анализ кетчупов в «Контрольной закупке»? А уж проблемы одинокой женщины, пытающейся найти себе жениха с помощью передачи «Давай поженимся» в то время, когда россияне возвращаются с работы в свои семьи, и вовсе, вероятно, по задумке авторов, должны вызывать слезы).
Как оказалось, включив телевизор на передаче ДТВ, я наблюдала уже измененную сетку вещания, как мне позже сообщили в пресс-службе холдинга «СТС Media» (ДТВ, СТС и «Домашний»), «сетку всех каналов «СТС Медиа» изменил уже сегодня, не дожидаясь, пока будет официально объявлено о трауре». Например, в вечернем эфире телеканала СТС вместо ситкомов «Папины дочки» и «Воронины» планируется показ фильмов. При этом почему-то все дневные трансляции «Дочек» сохранены.
Спасибо и на том. Ведь программы телеканалов НТВ, ТНТ, ТВЦ, «Россия-1» и «Россия-2», как сообщили в пресс-службах компаний, остались без изменений.
Все изменения - завтра. Потому что завтра, в официальный день траура, этого потребуют не морально-этические нормы, а закон. И это - уже сложившаяся практика нашего теле- и радиовещания. Так же СМИ повели себя и в декабре, после пожара в «Хромой лошади»: тогда «Первый», «Россия», НТВ, «ТВ Центр», «Петербург - Пятый канал», MTV, «Муз-ТВ», «ТВ3», «7ТВ» и ДТВ сняли рекламу с эфира только на один день - общефедеральный день траура по погибшим. В остальные два дня, когда траур отмечали только жители Перми, реклама продолжала крутиться в обычном режиме. Когда жители Перми обратились в ФАС с просьбой разобраться с ситуацией, ФАС оставалось только по-человечески им посочувствовать: закон о запрете показа рекламы распространяется только на дни общероссийского траура.
«Эти деньги не пойдут вам впрок», - обратился сегодня патриарх Кирилл к таксистам, которые за проезд между несколькими станциями метро брали и 3000 рублей, и 4000, и больше. «Когда мы сталкиваемся со страданиями, нашим ответом должно быть желание разделить с людьми это страдание. Вот тогда наше общество действительно будет солидарным и в радости, и в скорби», - сказал Кирилл.
Мы пока даже демонстрировать солидарность и сострадание (не то что проявлять их) можем только по указке сверху.
Полная версия и возможность оставить свой комментарий автору: http://slon.ru/blogs/nkuprina/post/342496/