Минфин России сегодня опубликовал подготовленный от имени правительства РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности".
Как отмечается в пояснительной записке к проекту ФЗ, законопроект направлен на совершенствование действующего законодательства с целью создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций, оказания социальных услуг населению, развития благотворительной деятельности и добровольчества.
В целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций и иных субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих свою деятельность в социально значимых и общеполезных областях, предлагается набор мер в области совершенствования налогообложения добавленной стоимости, формируемой при оказании услуг в социальной сфере, а также налогообложения доходов физических лиц - благополучателей при осуществлении некоммерческими организациями благотворительной деятельности.
Проектом федерального закона предлагаются следующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации:
1) дополнения в статью 149 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на установление равных условий для некоммерческих организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности и государственных и муниципальных учреждений при налогообложении налогом на добавленную стоимость реализации услуг, при условии их оказания исключительно и непосредственно в рамках заключаемых между исполнителем и государственным или муниципальным заказчиком, государственных или муниципальных контрактов в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд:
услуг по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, являющихся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством, регулирующим отношения в сфере социального обслуживания и в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности;
физкультурно-оздоровительных услуг населению, включая проведение занятий по физической культуре и спорту, проведение спортивных и оздоровительных мероприятий;
услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости.
В настоящее время от налогообложения НДС освобождается лишь предоставление подобных услуг государственными и муниципальными учреждениями. Предоставление освобождения от НДС субъектам хозяйственной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм их создания соответствует действующим условиям предоставления освобождения от НДС в отношении оказания медицинских услуг, устанавливаемым в подпункте 2 пункта 2 статьи 149 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также предусмотрены изменения в действующую редакцию статьи 149 главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяющие освобождение от уплаты НДС в отношении услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения; услуг по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений и организаций, реализующих программы дошкольного образования, столовыми медицинских организаций, продуктов питания реализуемых ими в указанных организациях, и продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным организациям; услуг в сфере образования, осуществляемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), указанных в лицензии, или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Кроме того, освобождается от налогообложения бесплатное оказание услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством о рекламе;
2) дополнения в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации по следующим направлениям:
освобождены от налогообложения суммы, уплаченные благотворительными и религиозными организациями за услуги по лечению (в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечнями медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета) лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях;
освобождены от налогообложения доходы, получаемые детьми, оставшимися без попечения родителей, от благотворительных и религиозных организаций;
освобождены от налогообложения доходы в натуральной форме в виде обеспечения питанием, проживанием, в натуральной и в денежной форме - доходы в виде оплаты стоимости проезда к месту осуществления благотворительной деятельности и обратно, полученные в связи с осуществлением благотворительной деятельности добровольцами - физическими лицами, осуществляющими благотворительную деятельность на основании заключенного гражданско-правового договора, предметом которого является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг;
3) изменения в статью 219 Налогового кодекса Российской Федерации расширяют перечень оснований на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц. Предусматривается снятие условия, при котором социальный налоговый вычет предоставляется исключительно при перечислении физическими лицами части своего дохода на осуществление уставной деятельности организаций, частично или полностью финансируемых за счет средств бюджетов. Также вычетом можно будет воспользоваться в случае перечисления средств некоммерческим организациям на формирование и пополнение целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", а также благотворительным организациям;
4) дополнения в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации предоставляют право некоммерческим организациям, зарегистрированным в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях", кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, создавать резерв предстоящих расходов, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, и учитываемых для целей налогообложения прибыли. Создание указанного резерва обеспечит равномерный учет доходов и расходов некоммерческих организаций, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Источник: http://www.pravo.ru/news/view/26012