Госдума приняла поправки к закону «О рекламе»


25 декабря 2009 года

 Социально безответственный

Власти решили ограничить долю «Видео интернешнл» в продажах телерекламы из-за того, что селлер мешает размещать социальную рекламу, - такова версия кремлевских чиновников. Телекомпании не верят в это объяснение

Наталья Костенко
Ксения Болецкая
ВЕДОМОСТИ

24.12.2009, 244 (2514)

В прошлую пятницу Госдума приняла сразу в трех чтениях поправки в закон «О рекламе», ограничивающие долю одного селлера на рынке телерекламы порогом в 35%. Чей бизнес это затронет, сообщил в понедельник руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. «Если Совет Федерации одобрит известный закон, который ограничивает права "Видео интернешнл", поскольку у них сейчас 60%, а будет 35%, то мы как антимонопольный орган приветствуем это, конечно, и будем это исполнять», - сказал он (цитата по «Интерфаксу»). С момента внесения законопроекта депутатами «Единой России» до принятия закона прошло всего пять дней и такая стремительность - заслуга администрации президента, утверждали несколько депутатов.

Кремль уже не первый год бьется с телеканалами, которые не хотят размещать социальную рекламу либо отдают ей самое нерейтинговое время, ссылаясь на то, что все эфирное время уже выкуплено «Видео интернешнл», объяснили «Ведомостям» два чиновника администрации президента. «В это трудно поверить, но никакого административного ресурса не хватает», - жалуется один из них. Заинтересованность Кремля в социальной рекламе на ведущих телеканалах объясняется новыми задачами - это популяризация модернизации, борьба с алкоголизмом, коррупцией, грядущие выборы. Большую часть эфира для социальной рекламы каналы предоставляют бесплатно, но часть за деньги - из квоты, которая остается после продажи времени «Видео интернешнл», а после ликвидации ее монополии каналы станут свободнее распоряжаться рекламным временем, рассуждает сотрудник администрации президента.

В правительстве схожее отношение к проблеме. Нынешний закон о рекламе фактически уничтожил понятие социальной рекламы, возмущается пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, бесплатную рекламу разместить стало практически невозможно, что мешает, например, пропагандировать здоровый образ жизни. «Даже чтобы сказать с экрана телевизора: не пейте за рулем - нужно платить!» - сетует Песков. Но пересматривать положения закона о социальной рекламе нужно так, чтобы не навредить российским телеканалам, предупреждает чиновник. В последнем законе «О рекламе», принятом в 2006 г., сказано, что телеканалы обязаны размещать социальную рекламу в пределах 5% годового объема. Но исчезло положение о безвозмездности такого размещения.

Сейчас администрация президента, по словам чиновника, работает над корректировкой закона.

Телекомпании не хотят публично спорить с «кремлевской» версией, но неофициально телевизионщики называют ее «полной бессмыслицей». В этом году объемы размещения социальной рекламы в GRP (пункт рейтинга, отражает число телезрителей, просмотревших рекламный ролик) выросли по сравнению с прошлым годом на 406% (данные Media Logics за январь - ноябрь). Если считать социальную рекламу по продолжительности роликов, а не по GRP, то рост по сравнению с прошлым годом двукратный (данные TNS без учета рекламы, размещаемой госорганами). Активнее всего социальную рекламу размещают каналы «2×2», ТНТ и ТВЦ - все они не работают с «Видео интернешнл». «Первый канал», по данным TNS, размещает социальных роликов в три раза меньше телеканала «Россия» и в четыре раза меньше НТВ. На социальную рекламу приходится менее 1% от общего объема размещенных GRP (расчеты «Ведомостей» на базе данных Media Logics). И практически вся она размещается либо бесплатно, либо с большими скидками, рассказали «Ведомостям» в медиаагентствах и на телеканалах.

«Мы всегда идем навстречу покупателям, которые обращаются к нам за размещением социальной рекламы. Особенно если статус социальной рекламы официально подтвержден соответствующими госорганами», - заявил «Ведомостям» представитель «Видео интернешнл» Антон Чаркин. Сотрудники телекомпаний, работающих с этим селлером, не верят в предложенное Кремлем объяснение кампании против «Видео интернешнл» и связывают ее с недавним увольнением советника президента Михаила Лесина за «несоблюдение этики госслужащего». Считалось, что Лесин лоббировал интересы телекомпаний и «Видео интернешнл», к созданию которой он был причастен.

Представители CTC Media, ВГТРК и «Первого канала» отказались от комментариев.

Адрес статьи: www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/12/24/222179

Комментарий редакции  1soc.ru

Считаем необходимым обратить внимание читателей на то, что руководство «Первого канала» все же сделало заявление, касающееся этого вопроса.  В своем выступлении на заседании круглого стола «Социальная реклама в российских СМИ»  заместитель директора дирекции по рекламе ОАО «Первый канал» Игорь Малахов сказал:  «Со следующего года  «Видео интернешнл» уже не будет заниматься социальной рекламой, и всей социальной рекламой будет заниматься канал (относится к  «Первому каналу» - ред.) непосредственно»