Авторы законопроекта об обязательной антитабачной и антиалкогольной рекламе пояснили прессе смысл своей инициативы


2 октября 2009 года
«Новые Известия»

1 октября 2009 г.

Три минуты на спасение нации
Рекламу сигарет заменят ролики о вреде курения и пьянства
КИРА ВАСИЛЬЕВА

На рассмотрение Госдумы поступил законопроект, предлагающий с 1 января 2011 года полностью запретить любую рекламу сигарет, папирос, курительных трубок, кальянов, зажигалок и других подобных товаров. По задумке авторов закона, вместо этих роликов телеканалы и радиостанции должны рассказывать о вреде всевозможных «излишеств».

Внести подобные изменения в закон «О рекламе» решили руководители партии «Справедливая Россия» - ее председатель и глава Совета Федерации Сергей Миронов и руководитель парламентской фракции «эсеров» Николай Левичев.

В своем законопроекте они предлагают обязать рекламораспространителей в теле- и радиопрограммах «бесплатно выделять» как минимум по три минуты в день для социальной рекламы о вреде потребления крепкого алкоголя. Причем не менее 1 минуты такой рекламы должно отводиться в телепрограммах с 18 до 23 часов. Тут депутаты учли опыт прошлых лет, когда социальную рекламу «Позвони родителям» пускали в 2-3 часа ночи. Еще три минуты на тех же условиях депутаты хотят выделять и на соцрекламу о вреде потребления пива и изготавливаемых на его основе напитков (слабоалкогольных коктейлей и т.д.). Также три минуты в день телевизионщики и радийщики будут обязаны показывать гражданам рекламу о вреде курения.

Правда, в документе не прописано, кто и каким образом заставит их крутить данные ролики. «У нас за социальную рекламу кто платит? Государство. А может быть, найдутся сознательные граждане, которые будут это делать. Главное начать, а там посмотрим. Я думаю, найдут они три минутки, если очень захотят спасти нацию», - заявил «НИ» автор законопроекта Николай Левичев. Кто эти рекламные ролики будет придумывать, снимать и монтировать, пока тоже не ясно. «Я лично знаю много людей, которые их могут талантливо изготовить», - говорит г-н Левичев. Депутат не исключил, что государство станет обращаться к режиссерам, они изготовят эту социальную рекламу, а их работа будет оплачиваться из бюджета.

Между тем глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров рассказал «НИ», что сегодня и без того «готовится ко второму чтению закон «О социальной рекламе», в котором все эти вещи будут подробно прописаны. «Ну что значит обязать отдавать девять минут под соцрекламу? Телеканалы ведь у нас частные и могут возмутиться - почему мы должны это делать, дайте нам закон. И мы такой закон уже написали», - рассказал «единоросс» Федоров.

Кроме того, в законопроекте предлагается с 1 января 2011 года полностью запретить где бы то ни было рекламировать табак, сигареты, папиросы и все курительные принадлежности - трубки, кальяны, зажигалки и прочее.

А вот в переходный период (с момента вступления законопроекта в силу и до 2011 года) депутаты хотят разрешить рекламировать все эти вещи «только в организациях или местах, осуществляющих их розничную продажу». В тексте законопроекта они подробно прописали, что такая реклама ни в коем случае не должна будет утверждать, что курение имеет для человека значение при достижении общественного признания, профессионального, спортивного, личного успеха или способствует улучшению его физического или эмоционального состояния. Кроме того, любая реклама сигарет должна будет сопровождаться предупреждением о вреде курения. «Этому должно быть отведено не менее 10% рекламной площади», - говорится в законопроекте.

Депутат Евгений Федоров запрет на всю рекламу табака «полностью поддерживает». Он напомнил, что сигареты и так разрешено рекламировать только в «толстых журналах». «Но я думаю, и это тоже можно запретить, оставив для курильщиков только Интернет. Просто они всегда говорят, что им нужно обсуждать сорта табака, виды трубок и прочее. Вот пусть они на форумах и общаются», - заключил Евгений Федоров.