Кемеровская газета "Кузбасс" попыталась проанализировать ситуацию с социальной рекламой в регионе


15 сентября 2009 года

Кирилл ЧАЩИН, студент КемГУ

"Баннеры "мимо денег" или смысловая нагрузка" 

газета "Кузбасс" №169(24889) от 15 сентября 2009 года  

Человеческий глаз предпочитает порядок, красоту и простоту и решительно отвергает хаос. Но именно последнее приходит в голову, когда видишь большинство социальных плакатов в городе Кемерово. Создаётся впечатление, что фотограф, которому доверили сделать снимок, напрочь забыл об образности, выразительных средствах и совершенно бездумно спускал затвор камеры. Креативщик же будто списывал слоганы из советских листовок.

Согласно закону, под социальную рекламу необходимо использовать пять процентов поверхности всех щитов в городе. Сегодня соотношение социальной и коммерческой рекламы в Кемерове - 48% и 52%. Объясняется это тем, что в связи с кризисом спрос на коммерческую рекламу резко сократился. Некоторые рекламные агентства даже оказались на грани исчезновения. И чтобы поддержать малый бизнес, городская администрация решила размещать социальную рекламу на площадях у рекламных компаний. Если бы этого не произошло, то пустующие щиты пришлось бы демонтировать (ровно половину). В результате у нас теперь много «наружки», почти не несущей никакой смысловой нагрузки и выполненной на очень низком уровне. Экономия городского бюджета - это, конечно, хорошо, но не такой же ценой... Ведь в одном из районов города уже есть жертвы: на плакате с изображением пожилой пары у дедушки отрезали правую руку вместе с плечом. Даже в центре Кемерова целостность и равновесие композиции изображения нет-нет да нарушается - причем силуэтом здания администрации города (баннер на проспекте Ленина с надписью «Кемерово гордится молодёжью»). А в некоторых случаях получается вообще абсурдная картина: на здание Дворца культуры в ж.р. Кедровка повесили плакат с изображением новостройки, но никакой подписи нет. Просто нарисован дом на доме - и что? Автор, вероятно, хотел выразить какую-то мысль по поводу строительства нового жилья, но это явно у него не получилось.

- По сути, баннеры в Кемерове - это социальная реклама, но по форме это сильно напоминает совковую пропаганду, - комментирует ситуацию доцент кафедры филологии и журналистики КемГу, специалист по рекламе Фарида Рагимова. - Социальная реклама очень четко отражает настроение общества - такое, как равнодушие, апатия. Другими словами, какие мы сами, такая у нас и социальная реклама. Ее мало, она носит случайный характер, и качество данного продукта желает быть лучшим. Такова она по целому ряду причин: от отсутствия четкого понимания того, что такое социальная реклама и каковы ее функции, до гражданского инфантилизма и нежелания «профи» работать в этой сфере, так как здесь плохо платят.

В столице Кузбасса на сегодняшний день около пятиста поверхностей заняты так называемой социальной рекламой. Большинство баннеров и растяжек сообщают нам о Дне шахтёра, показывают счастливые лица рабочих, говорят о том, что Кемерово гордится молодёжью, и так далее. Десяток плакатов посвящены безопасности на дорогах и еще несколько - проблемам пивного алкоголизма и наркомании.

- Социальная реклама предназначена для того, чтобы выявлять и решать какие-то проблемы, - размышляет директор рекламной студии Георгий Гайфуллин. - Проблемы молодёжи, инвалидов, пожилых людей... Мне не нравится ничего, что сейчас есть в Кемерове, ни в каком виде. Сегодня я наблюдаю только пропаганду, что у нас всё хорошо и замечательно: таким образом мы скрываем правду, прячем недостатки. Я бы провёл соцопрос среди слоёв населения, общественных организаций, которые тоже знают главные проблемы. Может, где-то деньги нужны, может, где-то нужно внимание... На Западе социальную рекламу делают серьёзно: этим занимаются маркетологи, психоаналитики, социологи, общественные организации, политики. Вот и у нас нужно, чтобы выбирал не чиновник, который мало что в этом понимает, а только отчитывается за истраченные деньги, нужно, чтобы выбирала общественность, люди, которые в этом разбираются.

Сейчас в городе проходит рекламная кампания под названием «Антипиво». Социальные листовки и плакаты «Спиваются быстро», «Пиво разрушает твой мозг», «Это не беременность - это пиво» распространяются в транспорте и учебных заведениях. На самых оживленных местах Кемерова можно увидеть рекламу под названием «Мозгов.net». Идея рекламщиков воплотилась в изображение жуткого, идиотического лица, выше бровей перерастающего в кружку пива. И всё вроде хорошо: и картинка качественная, и подпись, казалось, неплохая («Чрезмерное употребление пива уничтожает клетки мозга! - Доказано!»), но почему-то всё равно нужного «отталкивающего» эффекта добиться не удалось. Многие прохожие видят в этом изображении лишь живописное пивко с пеной и, наоборот, хотят выпить. Почему?!! Есть мнение, что в первую очередь нужно разобраться с причиной питья. Потом нужно предложить людям какую-то альтернативу - сок, например, и доказать, что он полезнее и вкуснее. А вешать плакаты, не зная, как общество в точности будет на них реагировать. - чревато...

Большинство опрошенных мной кемеровчан на вопрос «как вы относитесь к сегодняшним социальным плакатам?» отвечали, что им всё равно, что ни картинки, ни слоганы не вызывают у них никаких эмоций. При этом люди хотят видеть на своих улицах качественную социальную рекламу, посвящённую пропаганде здорового образа жизни, помощи нуждающимся в поддержке слоям населения, охране окружающей среды, борьбе с насилием. Однако сами собой хорошие плакаты в городе не появятся. В связи с экономическим кризисом ждать благотворительности от рекламных компаний или каких-либо общественных организаций пока не стоит. Нужно искать другой выход, например, привлекать увлечённых дизайном и достигших определённых успехов в фотографии студентов, людей, которым это интересно, которые в этом разбираются и хотят что-то делать.

В отличие от баннерной рекламы, видеоролики, транслируемые на больших экранах города, привлекают намного больше внимания. «Может, это в силу предпочтения видеоряда статичному изображению», - скажете вы. А может, всё-таки потому, что их снимали молодые талантливые видеографы и делали это совершенно искренне.

Источник: http://www.kuzbass85.ru/