Законопроекты подготовлены в целях обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних путем введения законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их физическому, психическому, социальному, нравственному и духовному здоровью и развитию, - сообщается на официальном сайте компании «Консультант Плюс»
Законопроектом N 155209-5 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" определены виды причиняющей вред здоровью и развитию детей информационной продукции ограниченного распространения и предложены различные правовые режимы ее оборота.
Закреплены принципы возрастной классификации продукции с учетом особенностей нормативного психического развития детей разных возрастных групп по следующим категориям: "универсальная", "до 6 лет", "с 6 лет", "с 12 лет", "с 16 лет", "с 18 лет". При отнесении информации к той или иной группе оцениваются жанр, тематика и оформление, особенности восприятия, вероятность причинения вреда здоровью и развитию детей. Также установлены требования к обороту информационной продукции, в частности к маркировке такой продукции в соответствии с возрастными категориями. Предусмотрена возможность проведения экспертизы информационной продукции в целях осуществления ее возрастной классификации, а также определены правовые последствия производства такой экспертизы в зависимости от выводов экспертного заключения и выявленных нарушений.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, согласно проекту предлагается осуществлять как на уровне государственного надзора и надзора органов местного самоуправления, так и в виде общественного контроля.
В целях реализации проекта Закона N 155209-5 законопроектом N 155219-5 предлагается принять изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Так, предлагается распространить на всех несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста действие п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", предполагающего установление нормативов распространения информационной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет. Также предложено обязать органы государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка не только от пропаганды порнографии, но и от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, содержащей порнографию в любой форме.
В Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" согласно проекту вносятся изменения, направленные на ограничение негативного влияния рекламной продукции на физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное здоровье и развитие детей. Так, вводится запрет на размещение рекламы в учебниках, учебной литературе и учебных пособиях, предназначенных для обучения детей по программам среднего (полного) образования, а также на информационной продукции, подлежащей возрастной классификации, без указания возрастной категории. Кроме того, в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних на совершение действий, ставящих в опасность их жизнь и здоровье. Запрещено распространение информационной продукции, не предназначенной для несовершеннолетних, на детских мероприятиях, а также ограничено распространение рекламы, способной нанести вред детям, в общественных местах. Предложено ввести ограничения на размещение рекламы в детских программах.
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предлагается дополнить нормами, регулирующими специальные правовые гарантии информационной безопасности несовершеннолетних, содержащиеся в нормах международного права и законодательстве Российской Федерации.
Изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусматривают ответственность за нарушение установленного федеральным законодательством порядка распространения среди несовершеннолетних информационной продукции, оборот которой ограничен или запрещен, и вовлечение несовершеннолетних в оборот (изготовление, распространение, публичную демонстрацию или рекламирование) такой продукции.
По мнению разработчиков, принятие данных проектов будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании детей, их защите от негативной информации, а также созданию комплекса законодательно установленных гарантий физической, духовной и информационной безопасности детей, предупреждения агрессивного и иных форм антиобщественного поведения несовершеннолетних.
Источник: http://www.consultant.ru/