Предложения активизировать использование информационных ресурсов для продвижения в молодежной среде социально позитивного образа жизни прозвучали 17 июля на заседании Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации»


20 июля 2009 года

Трижды в течение заседания Государственного совета возникал вопрос о роли отечественных СМИ в формировании образа жизни молодежи.

Уже во вступительном слове Президент России Дмитрий Медведев, касаясь вопроса о распространении табакокурения и алкоголизма в молодежной, в том числе и подростковой среде, заметил, что для социальной рекламы здорового образа жизни надо резервировать время на федеральных и региональных каналах.

«Приведу в очередной раз печальную статистику: только по официальной статистике, курит более 3 миллионов российских подростков. Не молодёжи, подчёркиваю, а подростков, то есть тех, кто учится в школе. Треть регулярно прикладывается к бутылке. В прошлом году было зарегистрировано более 120 тысяч подростков, которые страдают наркологическими расстройствами. Это официальные цифры. Реальные цифры гораздо выше. Это на самом деле повод призадуматься о нашем будущем», - подчеркнул Президент и отметил, что для исправления ситуации «нужно думать о целой системе мер», при этом избегая превращаться в менторов и «раздавать бессмысленные указания».

Использовать надо не столько запретительные меры. «Хотя иногда и их тоже стоит использовать, - заметил Дмитрий Медведев, - но прежде всего это должны быть меры по созданию новых возможностей заниматься спортом, творчеством. Здесь нужна, конечно, и полноценная разъяснительная работа, нам не нужно стесняться об этом говорить вслух, ничего страшного в этом нет».

Президент сказал, что никому хуже не стало от антиалкогольной рекламы, которая идет сейчас на федеральных каналах. «Наоборот, это дополнительный повод призадуматься. Не стесняйтесь говорить об этом вслух. Предлагаю привлечь к этой работе и крупнейшие федеральные и, самое главное, региональные средства массовой информации: зарезервируйте для этого время», - сказал Дмитрий Медведев. Он также поддержал предложение «включить работу с молодёжью в число критериев эффективности оценки руководства субъектов Федерации».

К вопросу информационной политики обратилась и депутат Госдумы олимпийская чемпионка Светлана Хркина, отметивная роль СМИ, которые «становятся сейчас одним из основных компонентов воспитания нашего подрастающего поколения». По ее мнению «не всё, что транслируют и издают, направлено на укрепление позитивного мышления молодёжи. Демонстрируется зачастую просто губительная информация для психики наших детей. Конечно, понимаем, что невозможно использовать метод всеобъемлющего запрета такого рода передач и публикаций, поэтому предлагается создать альтернативу».

Такой альтернативой по мнению Светланы Хоркиной дожжен стать просветительский молодежный канал, «носящий не только развлекательный характер, состоящий из молодёжи и работающий для молодёжи», подключить к созданию которого необходимо «инициативные студенческие, школьные, молодёжные средства массовой информации, молодёжные и детские движения и объединения, ... используя систему нематериальной мотивации». Депутат также предложила организовать премии на местном и федеральном уровне лучшим молодежным средствам массовой информации «за лучшее освещение проблем молодёжи в средствах массовой информации, за лучшее освещение мероприятий, организованных для молодёжи».

Хоркина считает, что одно из направлений воспитания позитивного отношения к жизни у молодежи - поддержка идей добровольчества.
«Растущие социальные проблемы обращают нас к помощи волонтёров. То, что молодые ребята объединяются на добровольных началах с целью помогать другим людям и помогать безвозмездно, - это качественный показатель хорошей работы с молодёжью. Но явление волонтёрского движения не приобретает массового характера в связи с недостающей поддержкой государства. Необходимо уделить внимание и правовому аспекту данной проблемы».

Светлана Хоркина отметила, что в стране отсутствует необходимая инфраструктура для обучения волонтёров, обнаруживается нехватка специалистов по работе с молодёжью». В то же время, считает депутат, «Для молодых добровольцев волонтёрское движение становится значимым и важным. Оно способствует личностному росту, развитию профессионального опыта, навыков, социального проектирования, взаимодействия с людьми».

Хоркина также уверена в том, что основной задачей СМИ, работающих для молодежи, «должна сейчас стать пропаганда здорового образа жизни. Когда-то произошла подмена понятия «мода», и нам необходимо это исправить». Надо изменить «моду», сложившуюся в молодежной среде. Модным по мнению Хоркиной должен стать здоровый образ жизни. «Когда-то произошла подмена понятия «мода», и нам необходимо это исправить. Нужно до каждого донести, что мода - это только здоровый образ жизни. Модно быть физически и духовно развитым, образованным, способным нестандартно, творчески мыслить, выражать свою гражданскую позицию, быть толерантным, патриотичным».

Мысль Светланы Хоркиной о необходимости менять моду, создающуюся не в последнюю очередь средствами массовой информации, была продолжена в выступлении губернатора Ивановской области Михаила Меня, отметившего, что несмотря на ежегодные затраты огромных средств на поддержку творческих объединений, где занимается талантливая молодежь, «при этом правила игры таковы, что в течение последних лет эталоном молодёжного творчества стали участники массовых медийных проектов, не имеющие ни достаточного уровня образования, ни творческих способностей».

Ивановский губернатор уверен в том, что «использование соответствующих технических средств создаёт опасную иллюзию, что любых творческих высот и призвания можно достигнуть, не прикладывая к этому никакого труда, не имея ни капли таланта, ничего, кроме денег».

Аналогичное воздействие, считает Мень, «оказывают многочисленные телесериалы и массовая реклама, характер психологического влияния которых до сих пор ещё недооценён».

Касаясь вопроса правил игры на информационном рынке, оценки эффективности продукции телеканалов Михаил Мень сказал, что главным критерием здесь является «коммерческая прибыль от проектов». Еще одна опасная тенденция (причем выступающий назвал ее «одной из наиболее опасных») - «формирование так называемого человека потребления - среднего человека с определённым типом представлений о потребительском образе жизни».

Михаил Мень также сказал, что серьезную угрозу нравственности молодежи «создает и криминализация».

«Сейчас это не просто неформальная криминальная среда, а целая индустрия, включающая производство видео-, кино-, музыкальной и художественной продукции. Именно наличие подобной информационной индустрии способствует быстрой криминализации молодёжи подросткового возраста».

Без устранения причин криминализованного сознания молодежи «никакие профилактические профилактические меры не будут иметь серьезного эффекта». По мнению Меня «необходимо принимать экстренные меры по сокращению различной продукции, в том числе и сериалов, воспевающих так называемую ... блатную романтику».

Сделанные в связи с этим предложения, Михаил Мень назвал позицией одного из регионов Центральной России.

Смысл предложений губернатора Ивановоской области состоит в том, что государство должно приступать «к участию в формировании не только формата, но и содержания медиапродукции, ориентированной на молодёжную аудиторию».

«Так важно обеспечить создание продукции, направленной на воспитание социально позитивного образа жизни, пропаганду фундаментальных жизненных ценностей, нравственного самоопределения и патриотического воспитания молодёжи».

Кроме этого Михаил Мень предложил «использовать ресурс правительственного совета по кинематографии и расширить его компетенцию с целью определения информационного воздействия на формирование общественного сознания молодого поколения, а также квалифицированно определять содержание информационной и кинопродукции в процессе перехода на стандарт цифрового телевидения».

«Необходимо усиливать влияние на формирование ценностной ориентации информационного контента», - подчеркнул Мень. Государству не следует в этом смысле быть пассивным наблюдателем, - считает губернатор. Он, лоднако оговорился, что не нельзя допускать «даже возможности появления государственной цензуры». Но при этом «важно обеспечить чёткое выражение государственной информационной политики, что позволит государству перестать быть зрителем свободного рынка, основанного на коммерческой прибыли».

Михаил Мень вслед за Светланой Хоркиной высказался за необходимость создания детско-юношеского канала.

По материалам сайта Президента России www.kremlin.ru

Первый сайт о социальной рекламе в России www.1soc.ru