Нас стали агитировать есть рыбу. С начала мая в Москве появились щиты с «рыбной» рекламой, призывающей к потреблению рыбы. Первая волна социальной рекламы запускалась в мае с подачи Росрыболовства, и как заявлял в начале кампании представитель рыбного ведомства Александр Савельев, «пропагандировала социальные сорта рыбы». Реклама шла под слоганом «Рыба ждет» и подавалась под соусом «соответствующих высказываний классиков русской литературы». Теперь же дошли до лозунга «Рыба - лучший друг девушек». Как выяснил DAILYONLINE, под видом социальной рекламы идет кампания по продвижению коммерческих продуктов вполне коммерческими компаниями. А чиновники от рыболовства, которые ее инициировали, еще и закрывают российский рынок для продукции конкурентов тех самых коммерческих структур.
Фото с сайта «DAILYONLINE»
Крайний и классики русской литературы
У Аверченко для рекламы позаимствовали цитату из рассказа «Широкая масленица» - «Кильки, должен вам я сказать поражающие!», у Маяковского из пьесы «Клоп» - «Лучшие республиканские селедки», у Булгакова из романа «Мастер и Маргарита» - «... Порционные судачки а натюрель. Виртуозная штука!», у Гоголя из «Ревизора» - «Как называлась эта рыба? Лабардан-с, очень вкусная».
Еще в феврале 2009 года глава Росрыболовства Андрей Крайний обещал, что рекламная кампания рыбы больших вложений не потребует, так как рекламные слоганы будут придумывать сами сотрудники его ведомства, а место под социальную рекламу по закону о рекламе предоставляется бесплатно.
Кто Крайний?
Напомним о другом революционном предложении Крайнего. В конце 2008 года он предлагал российскому правительству запретительные пошлины на ввоз некоторых видов рыбы. Россия продает большую часть выловленной рыбы Китаю и его соседям, где она разделывается, и далее экспортируется по всему миру. В российских магазинах 90% переработанного минтая оказываются импортными. Поэтому глава Госкомрыболовства Андрей Крайний и считает, что если ввести запретительные пошлины на ввоз рыбы из-за границы в России останется больше минтая.
Но минтай не главный герой этой истории. Российское рыбное лобби настаивало на том, что сельди и форели у нас тоже можно наловить своей. «Необходимо ввести запретительные пошлины на рыбную продукцию из третьих стран, которую сами производим или по которой происходит реэкспорт выловленной у нас рыбы», - заявил глава Госкомрыболовства на встрече с Владимиром Путиным. А чтобы в России было выгоднее ловить и продавать рыбу - стоит субсидировать тарифы на железнодорожные перевозки рыбной продукции. Благодаря этому рыба станет дешевле.
Владимир Путин не принял тогда предложение Андрея Крайнего - бюджетных средств на экспедирование отечественной рыбы вглубь страны нет. Крайний настаивал. На что Путин, не привыкший к непонятливости министров, предупредил, что если тот будет продолжать, то в следующий раз его на правительство не пригласят.
Бескрайние просторы для магазинов «Океан»
Полгода спустя выясняется, что Росрыболовство не оставляет надежды. С мая потребителей накрывают рекламой рыбы - волны идут одна за другой.
К пропаганде минтая, трески и пикши госчиновники привлекают артистов, диетологов.
Роспотребнадзор поручил институту питания РФ разработать антикризисное меню с обязательным включением рыбы в число приоритетных продуктов.
Еще в феврале 2009 года глава Росрыболовства Андрей Крайний объявил о возрождении сети розничных магазинов «Океан». Одним из претендентов на управление магазинами тогда называлась компания X5 Retail Group, принадлежащая Льву Хасису и контролирующая розничные сети «Перекресток» и «Пятерочка».
По планам Росрыболовства, власти российских регионов должны предоставить рыбной сети магазинов арендные помещения с минимальной арендной ставкой. Предварительные переговоры об открытии магазинов уже были проведены с властями Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Мурманска и Архангельска. Площадь помещений должна была составить от 200 до 400 квадратных метров. Козырем сети «Океан» должно было стать то, что стоимость морепродуктов в новых магазинах на 30-50% ниже, чем в неспециализированных розничных сетях.
Жигунов и рекламная кампания «Рыба - лучший друг девушек»
Актер и продюсер Сергей Жигунов стал советником главы Росрыболовства по рекламе, и сразу пообещал, что рыбная кампания накроет 50 городов страны. Правда, собственной фантазии на креативные слоганы, как это некогда обещал Крайний, у работников Росрыболовства не хватило, и пришлось занять у классиков. И с бесплатным размещением пропаганды рыбы в формате социальной рекламы тоже оказалось не все просто.
Через месяц после первой волны Росрыболовства Москву накрыла вторая кампания социальной рекламы, которая уже доказывала, что «Рыба - лучший друг девушек». Плакаты с таким броским лозунгом заполнили центр Москвы.
Социальная реклама на службе бизнеса
Заказчиком размещения этой рекламы стал департамент здравоохранения города Москвы - это указано на билбордах. А вместе с логотипом государственной организации на рыбной рекламе размещен логотип бренда «Камча» - торговой марки рыбных консервов от производителя ООО «Морская политика». Никаких литературно-гастрономических цитат уже нет, но есть описание полезных свойств рыбопродуктов: «Рыба - незаменимый источник витаминов A и D, B-комплекса, йода, кальция, фосфора, железа, селена и полинасыщенных кислот «омега-3», биологически ценного протеина».
Под видом пропаганды потребления свежей рыбы по сути идет реклама консервов.
На официальном сайте ООО «Морской политики» указано, что «Камча» - это бренд рыбных деликатесов, под которым продается икра и рыбные снеки (закуска из вяленой рыбы).
«Морская политика» также владеет торговыми знаками «БАМиР», «Усть-Магаданский рыбозавод», «Кок Матросов», «Оранжевое море», и «ДМП». Под этими брендами покупателю предлагается копченая и соленая рыба, рыбные консервы, пресервы, и лососевая икра. О свежей рыбе речи не идет. Про владельцев «Морской политики» известно, что раннее они были учредителями «Парламент групп» (производитель водки Parliament). В 2008 году Юрий Манилов и Сергей Самотин вложили часть средств, вырученных от продажи контрольной доли в водочном бизнесе, в рыбный холдинг.
Довести рыбу в более или менее свежем виде в центральные регионы России с промыслов Охотского и Берингово моря (где, как указано на официальном сайте, сосредоточено и основное производство ООО «Морская политика») может себе позволить только самый дорогой ресторан страны, да и то это будет уже продукт второй свежести.
С вопросом о том, как коммерческий бренд рыбных консервов попал в социальную рекламу «социальных сортов рыбы», DAILYONLINE обратился в Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. Именно эта организация присваивает статус социально-значимой рекламы, и тем самым освобождает рекламодателя от необходимости оплачивать ее размещение. Городской Комитет рекламы оставил редакционный запрос без ответа. Молчание хранит и ООО «Морская политика», не ответившая ни на письменное обращение, ни на один из телефонных звонков.
Совместная реклама двух брендов - некоммерческого с коммерческим - практика распространенная и хорошо известная. Но проблема в том, что под видом социальной рекламы продвигаются вполне коммерческие продукты, принадлежащие вполне коммерческим структурам. Более того, те же государственные ведомства, которые инициируют такую рекламу (надеемся абсолютно бескорыстно), активно закрывают российский рынок для товаров конкурентов под видом защиты потребителя (уверены, что здесь та же бескорыстность).
В компании TNS Media по просьбе DAILYONLINE подсчитали объем социальной рекламы совместных кампаний за первые пять месяцев 2009 и 2008 годов. Согласно этим данным, в первой двадцатке совместных кампаний среди самых активных рекламодателей появляются страховая группа Allianz и Департамент здравоохранения Москвы, Общественная организация малого и среднего бизнеса «Опора России» и Финансовая корпорация «Уралсиб». С января по май 2008 года «Опора России» и «Уралсиб» рекламировались на 280 наружных щитах. Allianz и Департамент здравоохранения Москвы в первое полугодие прошлого года рекламировались на 473 щитах.
Недавний пример. Депутат Госдумы Владимир Мединский широко рекламировал свою книгу «Мифы о России» на московских щитах. Совместная рекламная кампания рыбных продуктов «Камча» и Департамета здравоохранения, похоже, случай из той же серии.
Источник: http://dailyonline.ru/
Комментарий 1soc.ru
Напомним , что в государственной думе России прошел первое чтение законопроект о поправках к Федеральному закону "О рекламе", предусматривающих запрет на упоминание спонсоров в социальной рекламе, что по мнению авторов законопректа должно повысить доверие к социальной рекламе и организациям, ее распространяющим и проводящим социальные рекаламные кампании.
Добавим также, что в Москве присвоение информации статуса социально-значимой проходит в соотвестви и с документацией опубликованной на сайте Комитета рекламы, информации и оформления города Москвы - http://outdoor-komitet.ru/ru/reclama/.