В Москве вскоре начинается социальная рекламная кампания по уплате налогов. Никто пока не знает, как она будет выглядеть, и на какие болевые точки будут нажимать организаторы кампании. Но вот эксперты в сфере рекламного бизнеса и социальной рекламы в связи с этим вспоминают федеральную кампанию «Заплати налоги и спи спокойно!» как весьма эффективную по крайней мере в том смысле, что содержание слогана вполне соответствовало задачам: сформировать представление у жителей страны о том, что они налогоплательщики и платить налоги - их «святая» обязанность.
Эффективность будущей социальной налоговой кампании увязывается экспертами с правильной постановкой задачи. Ее направленность должна быть точечной, считает креативный директор Центра рекламных исследований Grant Prix Владимир Вайнер. Возможно, надо информировать налогоплательщика о том, где и как он может заплатить тот или иной налог, чтобы не терять на это много времени и нервов. Вместе с тем эксперты вовсе не исключают креативную составляющую социальных рекламных кампаний как значимую и имеющую непосредственное отношение к ее результативности.
Так или иначе речь идет об информации, содержащей честные и прозрачные ответы на как минимум пять ключевых вопросов: «Что? Где? Когда? Почему? При каких обстоятельствах?»
В этом смысле представляет несомненный интерес социальная акция, проведенная журналом «Большой город» в Москве на Кутузовском проспекте совместно с группой известных актеров, режиссеров и музыкантов, которые будучи здоровыми людьми, уселись на инвалидные коляски и попробовали испытать Москву на ее готовность предоставить инвалидам равные со всеми остальными людьми возможности.
Информация, которую получили и передали общественности и властям города участники акции, была конкретной и недвусмысленной: в Москве человеку с ограниченными возможностями трудно не только зайти в магазин, посетить кафе или получить деньги из банкомата. Ему также невозможно без посторонней помощи просто передвигаться по тротуарам и переходить дорогу. Причем указаны причины трудностей. Кампания прошла удачно и ярко, - считают организаторы. Вопрос в том, как на полученную информацию отреагируют те, кому она адресована. Эту кампанию можно назвать продолжением большой непрекращающейся работы общественников по формированию представлений о том, что все должны иметь равные возможности не только на бумаге, но и на деле.
Слом стереотипов и формирование нового представления о привычных вещах - яркая тенденция нашего времени. Социальные кампании, как общественные, так и государственные, направлены именно на это в последнее время. Самое свежее сообщение - Совет Федерации готов предоставить стране Концепцию национальной алкогольной политики, начало реализации которой планируется на осень 2009 года. Смысл ее состоит в том, чтобы, сочетая методы административного воздействия и социального рекламирования, сформировать представление о том, что здоровый человек сам ответственен за то, как и в каких количествах он потребляет спиртное. Понимание такой ответственности будет формироваться через социальную рекламу, телевизионные передачи и тематические материалы в других СМИ. Представители же «группы риска» должны столкнуться с необходимостью выполнять жесткие требования закона, в том числе и возможностью принудительного лечения, если это понадобится.
И еще два важных анонса - с 6 июля 2009 года открыт прием работ на IX Московский фестиваль социальной рекламы, работы можно подать прямо на сайте фестиваля - mfsr.ru. А 16 июля в Москве в Общественной палате РФ пройдет конференция «Как информировать общество о корпоративной социальной ответственности: эффективные технологии», заявки на участие в которой принимаются до 13 июля.
Подробности об этом и многом другом читайте на Первом сайте о социальной рекламе в России www.1soc.ru.
Редактор Первого сайта о социальной рекламе Владимир Петров