Социально-маркетинговые кампании. Индекс Бренда 2004. Сборник кейсов. Часть4.


 

Выставка некоммерческих проектов и услуг «Социальный Петербург: новые решения»

Клиент проекта: Благотворительная общественная организация «Центр развития некоммерческих организаций»

Разработчик проекта: БОО «Центр развития некоммерческих организаций»

Исполнитель проекта: БОО «Центр развития некоммерческих организаций» совместно с рядом крупнейших общественных организаций города, при поддержке Администрации и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

Аннотация проекта:

Проект направлен на закрепление и распространение опыта по повышению профессионализма и роли некоммерческих организаций как равноправного партнера в решении социальных проблем; на развитие взаимодействия 3-х секторов в Санкт-Петербурге.

Для реализации проекта была проведена выставка некоммерческих проектов и услуг «Социальный Петербург: новые решения» под лозунгом: «Город для тебя, ты - для города!».

Цель Выставки: представить Санкт-Петербург как новое социальное пространство, в котором общество, власть и бизнес сообща находят новые пути социального развития и создания комфортной городской среды.

Выставка позволила широким слоям населения ближе познакомиться с некоммерческим сектором Санкт-Петербурга, укрепила доверие горожан к работе НКО и стимулировала их социальную активность. Выставка также способствовала установлению новых партнерских внутри- и межсекторных связей.

Маркетинговая ситуация:

Исследования аналитиков третьего сектора в 2000-2001 гг. показывают, что российские некоммерческие организации (НКО) перешли в новую фазу своего развития - фазу профессионализации. Эту же тенденцию демонстрирует и анализ ситуации в Северо-Западном регионе, проведенный специалистами Центра развития некоммерческих организаций (Центра РНО).

Для дальнейшей профессионализации НКО, работающих в той или иной сфере, важно иметь полное видение профессионального поля, в котором они работают: что предпринимают для решения тех же самых проблем государственные учреждения, другие организации и коммерческие структуры; какие специалисты работают; какие инновационные социальные технологии применяются; какие существуют «белые пятна»; как решаются подобные проблемы в других регионах.

В нескольких регионах России уже традиционно проводятся различного рода Ярмарки некоммерческих организаций. Большинство из них направлены на привлечение средств на проекты НКО: на них отрабатываются механизмы социального заказа, проводятся грантовые конкурсы. В основном Ярмарки проводятся для узкого круга «специалистов». Выставка Центра РНО отличается тем, что, во-первых, направлена не на фандрайзинг, а на построение конструктивных партнерств для решения социальных проблем, и, во-вторых, большое внимание уделяется привлечению внимания граждан к проводимому мероприятию. Таким образом, проект укрепляет имидж НКО в городе.

Цель кампании: закрепление и распространение опыта по повышению профессионализма и роли третьего сектора как равноправного партнера в решении социальных проблем.

Целевые группы:

-          специализированные на решении конкретных социальных проблем некоммерческие организации Санкт-Петербурга;

-          органы государственной власти и местного самоуправления,

-          государственные учреждения,

-          коммерческие структуры,

-          средства массовой информации,

-          население Санкт-Петербурга;

-          НКО Ленинградской области и России;

Маркетинговая стратегия:

Креативная стратегия

Выставка некоммерческих проектов и услуг «Социальный Петербург: новые решения» прошла 4-5 апреля 2003 года в Театрально-Концертном Комплексе «Карнавал» (Аничков дворец, Невский пр., 39) в рамках официальной программы празднования 300-летия Санкт-Петербурга.

Выставочное пространство было разбито на объекты городской среды : музей, школа, юридическая консультация, учебный центр, больница, газетный киоск, тюрьма и т.д. и в целом, представляло модель Города.

Участники Выставки смогли представить свои проекты и услуги в соответствующей рубрике экспозиции. Всего было экспонировано 155 прошедших предварительный конкурсный отбор организаций, представляющих некоммерческие проекты и услуги по следующим направлениям: социальные вопросы, здравоохранение, культура и искусство, работа с молодежью, охрана окружающей среды, образование. На Выставке были продемонстрированы как самостоятельные, так и партнерские проекты общественных, государственных, муниципальных и коммерческих организаций.

Выставка проходила два дня: 4 апреля к участию приглашались специалисты, а 5 апреля вход был свободным для всех горожан. Кроме ознакомления с самой экспозицией, посетители также смогли поучаствовать в обширной параллельной программе: семинары, круглые столы, мастер-классы, конкурсы и многое другое.

В рамках Выставки были организованы переговорные площадки между представителями органов власти, общественными организациями и бизнесом. Они позволили обсудить консолидированные продуманные предложения НКО по решению таких городских проблем, как наркомания, безнадзорность, дети-инвалиды, экология. Для переговорных площадок впервые были подготовлены аналитические доклады по состоянию дел в этих сферах, созданные совместно специалистами как государственного, так и негосударственного секторов.

Выставка проводилась при финансовой поддержке Департамента Международного Развития Великобритании, программы правительства королевства Нидерландов МАТРА, Института «Открытое общество», Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского филиала Национального Резервного Банка.

Коммуникативная стратегия

Основными целевыми аудиториями Выставки стали социально-активные жители Санкт-Петербурга, представители власти (депутаты, чиновники) и бизнеса (менеджеры высшего и среднего звена бизнес-организаций).

Инструменты и мероприятия, с помощью которых привлекались участники и посетители Выставки:

-          веб-сайт: http://www.soc-spb.ru;

-          печатная продукция, подготовленная к Выставке (4 аналитических отчета, каталог участников Выставки, отчет по Выставке, два вида приглашений на Выставку, плакаты, листовки, путеводитель по Выставке);

-          реклама и публикации в прессе (более 65 упоминаний);

-          звуковая реклама в метро;

-          флаги, баннеры, воздушный шар с логотипами Выставки, размещенные снаружи и внутри ТКК «Карнавал» для привлечения посетителей;

-          подготовительные семинары и тренинги по самопрезентации для участников Выставки;

-          прямая рассылка писем по электронной почте;

-          рассылка пресс-релизов по федеральным и городским СМИ.

Результаты:

Социальный эффект

Целью проекта было закрепление и распространение опыта по повышению профессионализма и роли третьего сектора как равноправного партнера в решении социальных проблем. Проект внес существенный вклад в достижение этой цели.

Проблемы и задачи, которые ставились организаторами и были решены в процессе реализации проекта:

Изначально было отмечено, что большинство организаций испытывают нехватку в информации о «профессиональном социальном поле» и особенно в аналитической информации. Конечно, в рамках одного проекта невозможно 100% решить эту задачу, но по 4-м обозначенным социальным проблемам подобная информация была собрана, проанализирована и презентована заинтересованным организациям и гражданам;

«Необходимо более активно вовлекать государственные структуры в 3-х сторонний диалог и обсуждение способов решения проблем местного сообщества» - этому уделялось достаточно большое внимание на протяжении всего проекта. Наибольшим достижением организаторы считают привлечение чиновников и депутатов к диалогу с общественными организациями на переговорных площадках, прошедших в рамках Выставки;

«Нужно более активно привлекать другие крупные, зарекомендовавшие себя в городе организации. Это позволит усилить полученные результаты, и укрепить сеть таких организаций в целях дальнейшего развития социального партнерства для решения общественных проблем». На реализацию проекта было привлечено 9 организаций, вошедших в оргкомитет Выставки.

Коммерческий эффект

За 2 дня Выставку посетило более 4 500 человек. Выставочная деятельность сейчас воспринимается как неотъемлемая часть работы Центра РНО, хотя раньше это была лишь проектная деятельность. В данный момент Центр РНО готовит форум «Социальный Петербург: новые решения. 2004», который состоится в ноябре 2004 года и станет продолжением Выставки.

Более подробно результаты Выставки в цифрах:

В первый день Выставку посетили порядка 700 специалистов из разных сфер: журналисты, представители органов власти, сотрудники государственных служб и учреждений, руководители НКО, предприниматели, а также студенты.

5 апреля на Выставку были приглашены все горожане, около 3 800 человек. Посетители смогли получить совет социального работника, педагога, психолога, врача, правозащитника и юриста, посетить самые разные семинары и мастер-классы, стать зрителем и участником концертно-развлекательной программы для детей и взрослых.

В рамках программы Выставки «Социальный Петербург: новые решения» в течение двух дней было проведено 31 мероприятие. За два дня параллельную программу посетило 705 человек.

Среди СМИ, чьи представители посетили Выставку, оказалось немало изданий «третьего сектора» и локальных газет, но основную часть составили журналисты из крупных изданий и каналов (всего 67 журналистов). Всего (в ходе подготовки и после Выставки) в СМИ вышло более 65 публикаций, радио- и ТВ-сюжетов (в это число также включено упоминание о Выставке и проекте на информационных лентах информационных агентств).

Спустя месяц после завершения Выставки «Социальный Петербург: новые решения» было проведено повторное анкетирование всех ее участников. Анкета состояла из закрытых и открытых вопросов, что позволило получить более полную картину результатов прошедшей Выставки.

100% участников Выставки установили контакты хотя бы с одним из представителей различных институтов власти, бизнес-сообщества и некоммерческого сектора. Первичное знакомство в 83% случаев выросло в дальнейшее взаимодействие (регулярный обмен информацией по телефону или электронной почте, встречи, участие в совместных мероприятиях).

80 участников выставки, т.е. 54%, отметили, что в результате в организации увеличилось количество клиентов/ сотрудников/ волонтеров.

В среднем количество клиентов у каждой организации увеличилось на 15%.

Одной из целей участников был поиск волонтеров для работы в организации. Цифры свидетельствуют о том, что 10% представленных организаций нашли новых волонтеров.

67% организаций, участвовавших в Выставке, установили полезные контакты с представителями государственных учреждений, органов государственной власти и муниципалами, а также представителями малого и среднего бизнеса, другими НКО.

Главным достижением Выставки все участники назвали возможность обмена опытом. 20 организациям во время выставки удалось наладить контакты с теми или иными государственными структурами. В своих анкетах 15% участников отметили, что в данный момент разрабатывают с другими НКО партнерские проекты.

Выводы/рекомендации:

После окончания Выставки подробно анализировались все плюсы и минусы мероприятия, а также пути для возможных улучшений проекта: с сотрудниками Центра РНО, с соорганизаторами и консультативным советом, опрашивались участники и гости Выставки. Из основного поля для улучшений можно отметить работу с бизнесом сообществом. По мнению организаторов, можно было привлечь больше коммерческих спонсоров, в этом плане очень мешало 300-летие города, т.к. много финансовых средств бизнеса было более востребовано там. Также недостатком можно назвать отсутствие инфраструктуры (пандусов) для инвалидов в месте проведения Выставки. Необходимо было продумать альтернативные способы решения этой проблемы. Отсутствие постоянно действующего Пресс-центра для представителей средств массовой информации также можно считать недочетом организаторов.

Источник: Социально-маркетинговые кампании в России. Сборник кейсов.

www.indexbrand.ru